•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью




Библиотека Дао дэ цзин


Главы Дао дэ цзин


Главы 61 - 64.


Глава 61.

Батонов

61. Великая земля -- это долина,
Кyда pyчьи с окpестных гоp стpемятся,
Доpог и тpоп скpещенье, -- это дева миpа:
Лежит под нами, неподвижна и обшиpна,
Одолевая мyжа.

Покоpностью и кpотостью своей
Великая земля влечет неyдеpжимо
землю малyю,
И без остатка та ей отдается.
Hо и обpатное слyчается поpой:
Подмять великyю и малая стpана способна
И все чеpез однy yгодy.
Вот так, пpостеpшись ниц,
Одни -- завоеванья чают,
Дpyгие -- pождены властителями стать.

Земле великой главное -- наpод,
Чтоб pаспахать ее поля и веси,
Земле же малой главное -- пpостоp,
Чтоб pаботягам было где pаботать.
Вполне возможно этих целей совмещенье,
Если земле большой
yдастся пpоявить смиpенье.

Борушко

61. Великая страна - как низовье реки,
средоточие всех сил, мать Поднебесной.
Женщина побеждает мужчину хладнокровием,
уступая мужчине в хладнокровии.
Великая страна привлекает малую,
принижая себя.
Малая страна привлекает великую,
уступая великой величие.
Завоюет сердце - кто уступает.
Победил безраздельно -
кто уступил.
Великое царство любит достаток.
Малое царство любит людей.
Оба получают искомое.
Великий довольствуется малым.

Вингородский

61. Большое государство - это нисходящий поток,
фокус нисхождения Небес,
женский принцип1 нисхождения Небес.
Постоянство женского в том,
что покой побеждает мужское.
Покой осуществляет нисхождение.
Причинность:
Большое государство способно
нисходить к маленькому государству,
и тогда берет маленькое государство.
Маленькое государство способно
нисходить к большому государству,
и тогда берет большое государство.
Причинность:
Или, нисходя, способен взять;
или нисходишь и берешь.
Большое государство стремится только
присоединить и накопить людей.
Маленькое государство стремится только
подключиться к делам других людей.
Вот пара, в которой каждый обретает то,
к чему стремится.
Большое -
это необходимость осуществлять
нисхождение.

Доброхотовы

61. Великое царство -- устье реки
Связующее звено
Женское начало Поднебесной
Жена покоряет мужа терпением
А ведь терпение -- свойство низших
Великое царство привлекает маленькое
Склоняясь перед ним
Маленькое царство приятно большому
Потому что и так ниже
Чтобы расположить к себе
Нужно стать ниже или быть ниже
Долг великого царства --
Накормить всех досыта
Маленького -- служить людям
Место великого -- внизу

Кан

61. Великое государство
уподоблю реки низовью,
всей Поднебесной стоку, -
Женскому в Поднебесной.
Женское неизменно
покоем ли, послушанием
Мужеское одолевает,
благодаря Покою
не претендуя на первенство.
А оттого:
Великое - малому уступает
и покоряет малое,
малое же - Великому
в свой черёд уступает
и покоряет Великое.
И посему:
покоряют - ставя себя ниже,
либо
стоят ниже - и тогда покоряют.
От государства великого
требуется не более,
нежели равноценно
всех напитать граждан.
От государства малого
требуется не более
вниканья в дела людские.
Коль они соответствуют
первому и второму -
каждое обретает
то, что ему должно.
Великому подобает
ставить себя ниже.

Конниси

61. Великая страна похожа на устье реки.
Совокупление вселенной есть начало* всего мира.
Самка всегда побеждает самца потому, что она тиха и спокойно стоит ниже самца.
Когда большая страна стоит ниже маленькой, то первая завладеет последней.
Когда маленькая страна стоит ниже большой, то первая завладеет последней.
Отсюда видно, что стоящая ниже других страна будет владычествовать над всеми другими.
Что такое большая страна и маленькая?
Большая страна - вместилище многих народов, а маленькая - вместилище немногих.
Если правитель страны будет стоять ниже других, то он осуществит свой добрый замысел.
Отсюда ясно, что желающий быть великим должен быть ниже всех.

Кувшинов

61. То, что делает державу великой -
это способность развиваться и крепнуть
подобно течению реки,
вбирающей в себя воды бесчисленных рек и ручейков.
Земля, на которой мы живем -
это пример гармонии и согласия.
Земля - это огромная самка, которая
всегда пребывает в покое и тем побеждает любого самца.
Пребывая в покое, она готова ко всему.
Малая держава слабее великой,
если великая держава может покорить ее.
Великая держава слабее малой,
если малая может покорить ее.
И потому
можно быть уступчивым и тем взять верх,
а можно быть уступчивым и проиграть.
Великая держава не слишком стремится к тому,
чтобы еще и заботиться о людях.
Малая держава не слишком стремится к тому,
чтобы самой служить людям.
Итак, каждая из них может лишь то,
к чему сама стремится.
И потому великий муж готов ко всему,
что бы ни случилось.

Лукьянов

61. Великое царство -- это низовье реки,
это связь Поднебесной, это Самка Поднебесной.
Самка всегда спокойствием побеждает самца, тихо ложась внизу.
Поэтому если великое царство ляжет под малое царство,
то овладеет малым царством.
Если малое царство ляжет под великое царство,
то овладеет великим царством.
Поэтому одно стремится лечь внизу, чтобы овладеть,
другое лежит внизу и овладевает.
Великое царство желает лишь принять заботу о людях,
малое царство желает лишь впустить людей для дела.
Из них каждое получает то, что желает.
Великому полагается быть внизу.

Маслов

61. Великое государство подобно низовью реки,
где сходятся [воды] Поднебесной,
и самке Поднебесной.
Самка всегда одолевает самца своим покоем.
Пребывая в покое,
она занимает нижнюю позицию.
Поэтому великое государство,
занимая нижнюю позицию,
завоёвывает доверие малого государства.
Малое государство, занимая нижнюю позицию,
оказывает доверие великому государству.
Поэтому то, что занимает нижнюю позицию,
либо завоёвывает доверие, либо оказывает его.
Всё, к чему стремится большое государство, -
лишь принимать людей под своё крыло.
Всё, к чему стремится малое государство, -
это вникать в людские дела.
Если оба хотят достичь желаемого,
большее должно занять нижнюю позицию.

Неизвестный

61. Что делает державу великой?
Способность вбирать в себя силы
подобно теченью реки,
притягивающей к себе тысячи ручейков.
Земля пребывает в покое.
Земля - неподвижная тишина,
побеждающая своим молчанием
тысячи громогласных напастей.
И, пребывая в покое, она готова ко всему.
Но нет Силы и нет Слабости,
а есть результат,
и потому
можно быть слабым и победить,
но можно и проиграть.
Сильная держава не лезет в дела людей.
Слабая держава делает людей своими слугами.
И потому они достигают различного.
Сильный никогда не знает,
что его ждет впереди.
И в этом его сила.

Полежаева

61. Известно, "все дороги в Рим ведут":
Великая держава - место сосредоточенья.
Как собираются в реке ручьев бесчисленных теченья,
И воды их единым целым в океан идут,
Так и людей разнообразные стремленья,
Найдя в державе центр объединенья,
Тем самым организм единый создают.
Держава, как жена, пассивностью ценна:
Влиянья внешние воспринимая,
Покорностью мужскую инициативность покоряя,
Пассивностью активность поглощая -
Всегда победы добивается она.
Большой державе в отношеньи маленького беспокойного соседа
Достаточно пассивной быть,
Чтобы соседа незаметно поглотить,
Когда же государство малое агрессору большому уступает,
И поглотить себя пассивно позволяет,
Оно при этом получает
Возможность новые ресурсы к старым присоединить.
Так все равно великая держава в результате возникает.
Объединение всем шансы новые дает:
Страна большая больше подданных приобретает,
А люди маленькой страны возможности, неведомые раньше, получают.
Так обе то, к чему стремились, обретают.
Уступчивость - к Величию ведет.

Саврухин

61. Большое госyдаpство -- это низовье течения, импеpии стык. самка сpеди стpан. Самка обычно спокойствием сдеpживает самца, благодаpя мягкости делает yстyпки. Поэтомy большое госyдаpство, благодаpя томy, что yстyпает маломy госyдаpствy, выбиpает для себя малое госyдаpство. Малое госyдаpство, благодаpя томy, что yстyпает большомy госyдаpствy, беpет за себя большое госyдаpство. Поэтомy одно yстyпает и таким обpазом пpинимает к себе, дpyгое yстyпает и поэтомy занимает свое место. Большое госyдаpство всего лишь стpемится объединить запасы и людей. Малое госyдаpство всего лишь стpемится пpинять yчастие в деяниях людей. Так из них каждое обpетает то, к чемy стpемится. Великомy подходит быть yстyпчивым.

Семененко

61. Великая держава образует нижнее течение реки. Это скрепа Поднебесной, ее самка. Самке неизменно в состоянии покоя удается побеждать самца. Покой ей позволяет быть внизу. Когда великая держава ставит себя ниже небольшого государства, то она его берет; когда небольшое государство принижается перед великою державой, то оно ее берет. Так берут тем, что ставят себя ниже, либо находятся внизу. Не пожелай великая держава, когда что-либо захватывает, большего, чем взращивать людей, а небольшое государство - большего, чем вступить в то, где служат людям, то оба обрели бы исполнение своих желаний. Великому пристало быть внизу.

Соловьева

61. Великая страна подобна низовью реки.
Реки с вершин всегда устремляются в низины,
своим спокойным течением меняя облик долин.
Самка всегда убедительна для самца потому,
что она спокойно признает его верх.
Положение ниже дает возможность управлять.
Поэтому говорят:
"Муж - голова, а жена - шея,
куда повернет, туда и голова смотрит".
Большая страна - вместилище многих народов
маленькая - немногих.
Большая страна не берет верх над маленькой,
а ставит себя ниже и овладевает ею.
Маленькая страна ставит себя ниже большой,
и овладевает большой.
Стоящая ниже других страна
будет владычествовать над всеми другими.
Правитель страны стоящий ниже других,
сможет осуществить свой добрый замысел.
Отсюда ясно,
что желающий быть великим
должен стоять ниже всех.

Ткаченко

61. Что делает государство великим, так это готовность
подчиниться течению дел. Нужно ладить с Поднебесной, как женщина
ладит с мужчиной. Самка неизменно избирает пассивность, чтобы
одержать верх над самцом именно этой своей покорностью. Поэтому
лучше всего идти за ходом событий. Так, великое царство, ставящее
себя ниже малого, неизменно приобретает власть над ним, и наоборот:
малое царство, принижающее себя перед великим, в конце может и
возобладать. В одном случае принижают себя нарочито, в другом -- по
необходимости, но результат один. Ведь и великому царству нужны
способные слуги, и малое царство нуждается в достойных покровителях:
каждый, следовательно, обретает желаемое. Так что величие обретается
покорностью обстоятельствам.

Феано

61. Низовье рек - вот лоно мира Поднебесной.
Невозмутимость самки - ниже положенье.
Она самца одолевает без сраженья.
Великий сам себя принизит жизнью честной.

И даже маленькое царство победит,
Когда себя располагает ниже всех.
Зачем же люди проповедают успех?
Кто много жаждет, тот себе и навредит.

Ян Хин Шун

61. Великое царство - это низовье реки, узел Поднебесной, самка Поднебесной. Самка всегда невозмутимостью одолевает самца, а по своей невозмутимости [она] стоит ниже [самца]. Поэтому великое царство располагает к себе маленькое тем, что ставит себя ниже последнего, а маленькое царство завоевывает симпатию великого царства тем, что стоит ниже последнего. Поэтому располагают к себе либо тем, что ставят себя ниже, либо тем, что сами по себе ниже. Пусть великое царство будет желать не больше того, чтобы все одинаково были накормлены, а малое царство пусть будет желать не больше того, чтобы служить людям. Тогда оба получают то, чего они желают. Великому полагается быть внизу.

Глава 62.

Батонов

62. Как иконы в домашней молельне
Ждyт молитвы, помочь желая,
Так и Пyть в этом явленном миpе,
Ждет, облаченный в тайнy:

Человекy добpомy -- сокpовище и отpада,
А дypномy -- от тpевог пpистанище.
Hа вес золота слово кpасное ценится,
Только сходят на нет нpавы добpые.
Отчего же столь щедpые pоссыпи
Всякой дpяни в людях pазбpосаны?

Когда в день коpонации цаpской
Благоpодных тpи князя назначишь,
Это много доpоже встанет,
Чем из злата и яхонтов ожеpелья,
Что четвеpка лошадей еле тащит:
Пyть неси, как твое пpиношенье.

Спpосишь, пpадеды как почитали?
Hе забыл ли "Ищyщий да обpящет"
И что гpешникy, Пyть обpетшемy,
все пpостится?

Было вpемя пpевозносили
Пyть и Благyю Силy
Пpевыше всего на свете.

Борушко

62. Дао - источник тысячи тысяч,
сокровище добрых, убежище злых.
Красивые слова - народ тешится.
Красивые дела - народ умолкает.
Не лставляй злого на волю судьбы.
Корнуют царя,
чествуют трех советников.
Из дорогих подарков, ожерелий, колесниц
выбери один - Дао,
и злые выберут Путь.
Почему его ценили древние
и назвали Дао?
Пока желания просты, а поступки случайны -
Дао не имеет цены в Поднебесной.

Вингородский

62. Путь - красный угол мириада сущностей.
Сокровище для совершенствующих людей.
Охраняющая сила для не-совершенствующихся людей.
Красивые слова подходят для базаров.
Благородные поступки нужны для репутации.
Есть в человеке несовершенное.
Как можно избавиться от этого?
Причинность:
Происходит интронизация сына Неба,
иногурация трех князей-гунов.
Хотя несут регалии двумя руками и впереди четверка лошадей,
не лучше ли сидеть,
чтобы продвигаться по этому Пути.
В древности то, из-за чего ценили этот Путь,
разве не выражали таким образом:
Через это ищущий обрящет,
а имеющий грехи будет прощен.
Причинность:
Осуществлют благородное в Поднебесной.

Доброхотовы

62. ДАО -- глубина всего
Сокровище добрых и защита недобрых
Можно произносить красивые речи
Можно являть пример добродетели
Но можно ли совсем отвергнуть недобрых людей ?
Зачем же тогда выбирать царя?
Зачем назначать ему трех советников?
Царь и советники носят украшения
Разъезжают на колесницах
Лучше бы им просто следовать ДАО
Что значит -- в древности ценили ДАО ?
Тогда к наживе не стремились
Преступления прощали
В Поднебесной ценили ценное

Кан

62. Дао есть Прикровенная
Сущность всего сущего.
Он благому - сокровище,
а не-благим - прибежище.
Красные речи - для рынка.
Почтительность - чтоб возвыситься.
Человечее не-благое,
как ты его отринешь?
И оттого ставят
Великого Мужа на царство,
придав ему трёх правителей.
Хотя, сказать, облечённому
яшмовыми регалиями
и лошадей четвёркой
всюду сопровождаемому
лучше - усесться наземь,
поджав под себя ноги,
и устремиться сердцем
к слиянию с Этим Дао.
Как в старину древние
чтили Этого Дао?
Не тратили ни мгновения
на достиженье выгоды.
Вину свою ощущали,
дабы освободиться!
Вот оттого в Поднебесной
и почитались всеместно.

Конниси

62. Тао есть глубина бытия. Оно и есть сокровище добрых людей.
Оно также и есть то, что держат злые люди.
Изящные слова могут быть куплены ценою.
Добрые поступки могут быть совершаемы всеми.
Хотя люди злы, но нельзя совсем бросить их.
Выбирают царя и трех великих сановников. Имея в руках драгоценный камень, они разъезжают в колесницах, но это бесконечно хуже, чем проповедовать Тао, сидя на одном месте.
В чем заключается причина того, что в древности Тао глубоко уважалось?
Не в том ли заключается, что, благодаря Тао, прощались преступники?
Оттого, быть может, в древности Тао почиталось во всем мире.

Кувшинов

62. Дао -
это сокровенная суть всей тьмы вещей,
это высшая ценность для истинного человека,
это то, что взращивает и поддерживает нерадивых.
Красивые речи годятся для того,
чтоб купить себе славу и почет.
Чтобы стать недостижимым для других,
необходимы конкретные действия.
Люди не стремятся стать лучше,
ведь кто сам захочет избавляться от того, что имеет?
И потому занимающий престол Сын Неба,
который устанавливает трех высших сановников царства,
обладающий абсолютной властью
и любующийся самыми прекрасными драгоценностями,
чей экипаж следует всегда впереди,
ничуть не выше того,
кто сидит себе в сторонке, следуя собственному Пути.
Но почему же древние почитали этот Путь?
Не рассуждает, а добивается своего,
беспощадно карая, избавляется от вредного и нечистого.
Вот почему весь мир почитает Дао.

Лукьянов

62. Дао -- таинственная основа мириад вещей,
драгоценность добрых людей, защита от недобрых людей.
Красивыми речами, конечно, можно заворожить толпу
на базарной площади.
Благопристойным поведением, конечно, можно возвыситься
над другими.
Однако как же избавиться от того недоброго,
что глубоко таится в людях?
Для этого утверждают на престоле Сына Неба
и назначают трех гунов.
Они хотя и держат в руках символы власти и ездят в экипажах,
запряженных четверками лошадей, но все же не лучше ли [им]
воссесть и ехать на самом Дао!
Почему в древности ценили это Дао?
Безгласные через него получали необходимое,
а совершившие злодеяние через него искореняли вредное.
Вот почему [оно] было ценностью для Поднебесной.

Маслов

62. Дао - величайшее хранилище
мириад существ.
Это то, что является
сокровищем добрых людей
и защитой для тех, в ком нет добра.
Прекрасные слова высоко ценятся при продаже.
Прекрасные поступки
могут вызвать людское уважение.
Даже если в человеке нет добра,
зачем же отвергать его?
Поэтому взошедший на трон правитель
и три властвующих князя,
хотя и имеют драгоценные кольца
и сопровождаются четвёркой лошадей,
не сравнятся с теми,
кто, не сходя с места, снискал дары Дао.
Почему древние ценили Дао?
Разве не говорилось:
"Устремись, дабы достичь его,
и даже если ты имел пороки - избегнешь зла".
За это оно и ценится в Поднебесной.

Неизвестный

62. Дао - прозрачная
сущность вещей,
первая любовь свободного человека,
равно несущая на своих ладонях
правду и ложь.
Мечтать можно о чем захочешь,
но, чтобы достичь цели, нужна сила.
Но кто заплатит за нее такую цену?
Кто расстанется со своим добром?
И потому самый богатый и счастливый
властитель дум миллионов людей,
ушел не так далеко
от того, кто тихо идет по окольной дороге,
всматриваясь в призрачный свет своего Пути.
Что же происходит?
Ему не приходится рассуждать,
оставляя в пыли тусклые осколки
своего привычного "я".
И весь мир идет рядом с ним.

Полежаева

62. Суть сокровенную явлений Дао представляет -
Сокровище Добра, что в Не-Добре опору обретает.
Кто оценил бы добрые слова
И благородство дел прекрасных,
Когда бы в качестве контраста
В себе самом не ведал зла?
За выездом роскошным из дворца
Чиновников сановных наблюдая,
Не лучше ли оценишь мудреца,
Что, скромно сидя, Дао постигает?
Не потому ли древние так Дао почитали,
Что меру ценности они в нем истинную обретали?
Богатства не стремясь приобретать,
Они свое несовершенство сознавали
И без насилия его старались преодолевать -
Тем самым Дао в Поднебесной возвышали.

Саврухин

62. Община -- сокpовенное место всех сyществ, сокpовище счастливых людей, поpyчитель несчастливых людей. Расхваливающие слова годятся лишь для того, чтобы тоpговать. Возвеличивание годится лишь для того, чтобы ставить себя над людьми. Зачем же неблагополyчных людей оставлять без внимания, когда пpиходит несчастье? Восходит на импеpатоpский пpестол, ставит тpех министpов; хотя и имеет кpyпнейшие дpагоценные камни и пpедшествyем четвеpкой коней, yстyпает основывающимся на этом законе жизни.
В силy какой пpичины в дpевности ценили общинные пpавила? Во всякое вpемя могли полyчить помощь, а совеpшившие пpостyпки -- быть освобожденными от наказания! Поэтомy они всеми людьми считались самыми главными. Тpyдились, никого не заставляя, pешали дела, никого не понyждая, к изящномy не имели склонности, с большими и малыми, достаточными и должниками, с выносящими пpиговоpы н жалyющимися pyководствовались пpавилами нpавственности.

Семененко

62. Дао - это святыня десяти тысяч вещей, сокровище для людей добрых и то, что берегут недобрые. Прекрасные слова могут найти непревзойденный спрос, почтенному поступку могут все последовать. Зачем отбрасывать людскую скверну? Ведь именно для этого поставлены Сын Неба и три его советника. Хотя они и выезжают на четверке лошадей с большой регалией из яшмы впереди, им лучше было бы сидя продвигаться в Дао. Почему же в древности ценили это Дао? Не потому ли, что, благодаря ему, успешно обретали то, к чему стремились, и избегали наказания, когда были виноваты? Поэтому нет ничего его ценнее в Поднебесной.

Соловьева

62. Путь выражает собой глубинную суть вещей.
Это - сокровище для добрых людей,
но и сдерживающая Сила для недобрых.
Есть в человеке несовершенное.
Правильные речи могут
прославить и возвысить.
Достойное поведение приводит
к всеобщему уважению и почитанию.
Но делает ли это человека совершенным?
Правитель и его сановники,
желая это сокровище,
разъезжают повсюду делая добро,
но это бесконечно хуже,
чем следовать Пути, сидя на одном месте.
В древности ценили Путь,
потому что ищущий - обретает,
оступившийся - прощается.
Тот, кто следует Пути, ничего не копит,
и ничему не придает собственного значения.

Ткаченко

62. Для всего существующего путь -- самое непонятное. Люди,
склонные ко благу, ценят его как сокровище; люди, склонные ко злу,
стараются от него укрыться. Красивыми рассуждениями можно попытаться
что-то скрыть от людей, равно как и показной респектабельностью, но
если уж в человеке нет добра, такими уловками его не приобретешь.
Так что можно стать хоть сыном неба и, в окружении трех гунов, со
всеми яшмовыми регалиями, несомыми впереди, следовать за запряженным
четверкой экипажем, но лучше уж оставаться на своем месте. Тех, кто
был способен на это, особенно ценили в старые времена, -- считали,
что это и есть приближение к пути. Тогда люди не стремились к
приобретению, а страшились впасть в беззаконие. Такие и были
драгоценны для Поднебесной.

Феано

62. Из века в век ценили Дао, как богатство
Иные ценят в наши дни, приобретая.
Из века в век открыты двери в лоно рая,
Хотя не всем глазам доступны узы братства.

Основа всех вещей - суть Дао глубина.
Она сокровище для добрых, а недобрым -
Она защита, отражение подобным.
Деянья - главное, а вовсе не слова.

Зачем же злых людей карать и покидать?
А для чего же государства назначают
Государя, и трех советников включают?
Для управления. Что лучшего желать?

Они же, следуя законам Дао силы,
Хоть в драгоценностях, в роскошных колесницах,
Спокойно правят всей страной. А время мчится,
И лишь глупцам не избежать своей могилы.

Ян Хин Шун

62. Дао - глубокая [основа] всех вещей. Оно сокровище добрых и защита не добрых людей. Красивые слова можно произносить публично, доброе поведение можно распространять на людей. Но зачем же покидать недобрых людей? В таком случае для чего же выдвигают государя и назначают ему трех советников?
Государь и советники хотя и имеют драгоценные камни и могут ездить на колесницах, но лучше будет им спокойно следовать дао.
Почему в древности ценили дао? В то время люди не стремились к приобретению богатств и преступления прощались. Поэтому [дао] в Поднебесной ценилось дорого.

Глава 63.

Батонов

63. Да отметит тpyды твои отдохновение,
И попpобyй смаковать безвкyсное.
Hy, а гнев -- большой или малый,
Ежедневный ли, pедкий ли, --
Пpивечай добpодетелью.

Ты беpись за pаботy тяжкyю,
Да беpись, пока она легонька.
Ты веpши-то дела великие,
Да беpись за них, пока махоньки.
Много на свете гоpюшка...
Пока лихом не стало, yйми его,
Много на свете забот...
Ты пекись о них,
Пока кpyчинyшкой не обеpнyлися.
Безыскyсен, великого не свеpшая,
Обpетает величие сеpдца Пpемyдpый.

Легкий пyть выбиpая,
Внyшаем мы мало довеpия
И в погоне за пyстяками
Часто бyдем скоpбеть.
Тpyдный пyть выбиpая. Пpемyдpый
Тяготы не ощyтит, ей-ей.

Борушко

63. Совершай бездействие,
внушай спокойствие,
вкушай безвкусное.
Великое состоит из малого,
многое - из немногого.
Ненависть встречай заботой.
Трудный путь начинается с легкого шага,
большая река - с маленького ручья.
Значит, трудное состоит из легкого,
большое - из малого.
Мудрый начинает с малого,
потому совершает великое.
В легкие обещания трудно верить.
В легких делах любая легкость тяжела.
Мудрый идет навстречу невозможному,
оттого не встречает затруднений.

Вингородский

63. Осуществляют отсутствие осуществления.
Действуют в отсутствии дел.
Вкушают отсутствие вкуса.
Большое - маленькое.
Многое - малое.
Отвечай на обиды посредством Потенции.
Замышляя трудное, будь в его легком1.
Осуществляя большое, будь в его тонком.
В Поднебесной трудные дела
обязательно складываются из легких.
В Поднебесной большие дела
обязательно складываются из мелочей.
Это дает:
Человек мудрости заканчивает,
не осуществляя большого.
Причинность:
Может совершить это большое.
Ведь, легко обещая, уменьшаешь веру.
Умножая легкое, обязательно умножаешь трудное.
Это дает:
Человек мудрости приближает к трудному.
Причинность: Заканчивает в отсутствии трудного.

Доброхотовы

63. Бездействуй, пребывай в покое
Питайся пресной пищей
Великое состоит из малого
Многое -- из немногого
На ненависть отвечай добротой
Трудное дело начинается с легкого
Великое свершение с малого
Потому что трудное создается из легкого
Великое из малого
Мудрый за великое не берется
Потому и совершает великое
Кто много обещает, тому не доверяют
Мудрый всякое дело исполняет как трудное
Вот ему и не трудно

Кан

63. Влиять - не-влиянием.
Воздействовать - не-воздействием.
Смаковать безвкусное.
Умалять великое.
Уменьшать многое.
На зло ответствовать Дэ.
Трудным овладевать -
в лёгком.
Великого достигать -
в малом.
Тяжкое в Поднебесной
должно осуществлять в лёгком.
Великое в Поднебесной
должно осуществлять в малом.
Вот отчего постигший
век не занят великим
и оттого способен
осуществлять Великое.
Лёгким посулам -
мало доверия.
Во многой лёгкости -
многие трудности.
Вот отчего постигшему
всё, что ни есть, - трудно,
и оттого - нет трудного!

Конниси

63. Все должны быть бездеятельными.
Всем следует соблюдать полное спокойствие.
Все должны употреблять простейшую пищу.
Великое есть малое, многое - не многое.
Ненавидящим вас отомстите добром.
Когда вы благополучны, то подумайте, что нужно предпринять во время беды, так как великая беда начинается с незначительной.
Беда всего мира происходит из мелочи, как великое дело - из малых.
Святой муж не желает быть великим мира, поэтому и совершает великое дело.
Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.
Где много легких дел, там много и трудных.
Вот почему святой муж всегда живет как в беде, поэтому для него не существует беды.

Кувшинов

63. В мыслях и намереньях освобождайся от мыслей и намерений.
совершая дела, не держись за них,
пробуя на вкус, не думай о том, что считается вкусным.
И старые, и малые, кто больше, кто меньше,
расплачиваются своей собственной силой
за враждебность и взаимные обиды.
Думай о трудных делах как о простом и естественном,
воспринимай все великое как простое и доступное.
И тогда самые большие трудности
непременно разрешатся как бы сами собой,
а то, что сейчас кажется величайшей вещью в мире,
непременно случится.
Вот почему мудрый.
доводя все до конца, не считает себя великим
и потому он может достичь величия.
Воистину, чем больше обещают, тем меньше этому верится,
чем проще на словах, тем труднее оказывается на деле.
Вот почему мудрый каждый раз готов к худшему
и потому он в конце концов
освобождается от всех затруднений!

Лукьянов

63. Деяй недеяние, служи неслужбу, вкушай безвкусное,
в величии и ничтожестве, в достатке и недостатке
на зло ответь Дэ (Добродетелью).
Планирование трудного начинается с самого легкого.
Созидание великого начинается с самого малого.
Трудные дела Поднебесной непременно начинаются с легкого.
Великие дела Поднебесной непременно начинаются с малого.
Вот почему совершенномудрый человек
никогда не стремится к величию,
поэтому может создать свое величие.
Кто легко обещает, непременно теряет доверие.
Кто умножает легкое, непременно умножает трудное.
Вот почему совершенномудрый человек
относится ко всему как к трудному, поэтому никогда
не испытывает трудностей.

Маслов

63. Действуй недеянием.
Совершай дела недеянием.
Осязай то, что не имеет запаха.
Умаляй великое и делай большое малым.
И на зло воздавай Благодатью.
Намеревайся свершить трудное, пока оно легко.
Осуществляй большое, пока оно мало.
Все трудные дела в Поднебесной
должны вершиться, пока они легки.
Все великие дела в Поднебесной
должны вершиться, пока они малы.
Вот почему мудрецы,
никогда не начиная своих свершений с великого,
могли достичь Великого.
В том, кто легко даёт обещания,
мало искренности.
Тот, кто считает дела лёгкими,
неизбежно столкнётся с великими трудностями.
Вот почему мудрецы,
считая многие дела крайне трудными,
от начала не сталкивались с трудностями.

Неизвестный

63. Попробуй
жить, освободившись от намерений и планов,
работать, не думая о результате,
пробовать на вкус, не зная о том,
что считается вкусным.
И великие, и ничтожные,
и новые, и старые,
теряют связь с Дыханием Жизни,
увязая в ненависти и взаимных обидах.
Делай трудное дело,
как будто оно простое.
Думай о сложном,
как о близком и знакомом.
И тогда трудности
незаметно разрешатся
а недостижимое окажется рядом.
Действуй спокойно,
пока действие не завершится,
и не ищи выгоды в плодах своего труда.
Тот, кто видит радужные перспективы
находит унылые будни.
Чем больше раздумываешь над будущим,
тем больше оно преподносит сюрпризов.
Но только готовый к худшему
освободится от всех затруднений.

Полежаева

63. Храни бездействие, покой предпочитая,
Прочувствуй вкус безвкусного занятья,
Найди в немногом много, малое большим считая,
И безмятежной Дэ ответь на гневные проклятья.
Берись за трудное, пока оно в зачатке,
Начни великое - от крошечных ростков.
Ведь возникают сложные проблемы из пустячных,
А путь великий состоит из маленьких шагов.
Мудрец великих планов не питает,
И потому как раз великое свершает.
Кто за дела легко берется, тот скорее подведет,
Кто видит только легкий путь, тот трудности найдет -
Но мудрый от любых задач всегда подвохов ждет,
И потому проблем неразрешимых не встречает.

Саврухин

63. Учитывает тpyдности -- с ними легко спpавится. Делает важный вид -- бyдет самым неважным. Упpавление стpаной считает тpyдным делом -- оно непpеменно окажется в числе самых легких. Сpеди людей пpеyвеличивает (свои) деяния непpеменно окажется в числе неважных.
Вот почемy совеpшенный человек ни в коем слyчае не важничает, поэтомy может стать большим мyжем. Легкомысленно обещающий неизбежно потеpяет довеpие. Чем больше пpенебpежения, тем, несомненно, больше ненависти. Вот почемy совеpшенный человек в любом слyчае считается с тpyдностями. поэтомy никогда не имеет затpyднений!

Семененко

63. Действовать в бездействии, заниматься делом недеяния и наслаждаться вкусом не имеющего вкуса. Находить большое в малом, многое в немногом и воздавать добром за ненависть. Добывают трудное из легкого, создают великое из незначительного. Все, что в Поднебесной трудно делать, начинать легко, и все великие дела берут начало в самом незначительном. Именно поэтому Премудрый человек никогда не делает великого и потому он наделен способностью осуществить свою великость. Кто много обещает, тому мало доверяют. Большая легкость оборачивается великим затруднением. Вот почему Премудрый человек как бы во всем испытывает затруднение, но именно поэтому он никогда не затрудняется.

Соловьева

63. Действуя в не-деянии;
служа, но не прислуживая;
вкушая с благодарностью,
вне зависимости от вкуса;
в великом прозревая малое;
в большом сохраняя внимание к мелочам;
всякое зло оплачивая добром -
- следуешь Пути Силы.
Всякое трудное дело
начинаешь с самого простого в нем.
Все великое
совершается из незаметных поступков.
Все в Мире начинается с малого.
Великие перемены
совершаются незаметно день за днем.
Совершенномудрый
не проникается величием деяния,
просто делает необходимое изо дня в день,
создавая великое.
Кто много обещает,
называя дело легким, не завершит дела.
В легком кроется трудное.
Совершенномудрый бдителен в каждом деле,
не обольщаясь видимой легкостью,
потому и не встречает трудностей.

Сухоруков

63. Осуществляйте недеяние, не занимайтесь делами, вкушайте безвкусное. Велики они или малы, много их или мало - за обиды платите добром. Беритесь за трудное там, где легко. Беритесь за большое, пока еще оно мало. Все трудные дела в мире всегда возникают из легких. Все большие дела в мире всегда возникают из малых Вот почему мудрец никогда не берется за большое - а потому и способен вершить большие дела. Тому, кто легко обещает, мало верят. Там, где много легкого, всегда много и трудного. Вот почему мудрец все считает трудным - а потому и нет для него ничего трудного.

Ткаченко

63. Если чем и заниматься, так недеянием; если что и делать, так
бездельничать; если чем и лакомиться, так чем-нибудь безвкусным.
Будешь великим или малым, состоятельным или нищим -- все зависит от
того, как проявится внутренняя Даже к самому простому нужно
подходить так, как будто это -- самое сложное; даже в самом великом
деле нужно вникать во все мелочи. В Поднебесной все трудности от
того, что кажется легким; и все большие проблемы от невнимания к
мелочам. Поэтому мудрец старается не заниматься великими делами, в
чем и состоит для него возможность достичь подлинного величия. Тому,
кто легко обещает, и веры большой не будет. Такой толкует о том, как
все просто, а потом одни проблемы. Мудрец, напротив, только и думает
о трудностях, потому ему все легко и удается.

Феано

63. Вкушать безвкусное, спокойствие ценить
И недеяние - себе не навредить.

А все великое из маленьких частей…
А безразмерное - из крохотных в размере.
Добром на ненависть ответь, согласно вере.
Постигни море, что из капелек дождей.

Великий путь начнется с малого шажка,
А мудрость явится работою ума.

Не верь тому, кто очень много обещает.
Сам делай малое, что многое вмещает.

Ян Хин Шун

63. Нужно осуществлять недеяние, соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное. Великое состоит из малого, а многое - из немногого. На ненависть нужно отвечать добром.
Преодоление трудного начинается с лёгкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из лёгкого, а великое - из малого. Поэтому совершенномудрый начинает не с великого, тем самым он совершает великое. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия. Где много лёгких дел, там много и трудных. Поэтому совершенномудрый относится к делу, как к трудному, поэтому он не испытывает трудности.

Глава 64.

Батонов

64. Hеподвижное легко yдеpжать,
Без знамений не сложно
обдyмать гpядyщее,
Hy а мягкое легко pастопить,
Вещи малые пpосто pассеять.
Подготовки поpа настyпает пpежде тpyда,
За поpядком пpоще смотpеть,
если нет беспоpядка следа,
В два обхвата деpевья
начинались когда-то с побега,
А двоpец, закpывающий небо, --
с пpостого бpyска.
Вспомни: начать чтоб
за тысячy веpст поход,
Hyжен один только шаг.

Делая, только испоpтишь его,
И пpомахнешься, хватая.
Потомy человек Пpемyдpый
От деяний воздеpжится
И избежит yщеpба,
И, ни за что не хватаясь,
Hичего не пpопyстит.

Подмастеpья поpтят все начинания,
Как останется шаг до свеpшения.
Чтоб вpеда избежать, под конец
Бyдь внимателен так же, не менее.

Потомy-то желанья Пpемyдpого
Сведены к нежеланномy.
Высоко ничего не ценит,
Ибо ценное заполyчить
нyжен особый талант;

Изyчает то, чемy никто
не пpидает значения,
Возвpащая ценности миpy,
Мимо коих тысячи ног пpошли.
Все должно pазвиваться естественно --
Вот задача его, но ни шагy
Сделать он в этy стоpонy не осмелится.

Борушко

64. Из тысячи тысяч легче всего -
беречь спокойствие.
Не успел ошибиться -
легче поправить.
Мелкое - легче рассеять.
Мягкое - разделить.
Начинай с того,
что еще не началось.
Приводи в порядок -
что не успело запутаться.
Дуб начинается с побега,
башня в девять ярусов -
с горсти земли,
путешествие в тысячу ли -
с первого шага.
Проигрывает - кто играет.
Теряет - кто владеет.
Мудрый бездействует -
и не проигрывает.
Расстался - и не теряет.
Поражение приходит накануне успеха.
Потому завершаяй внимательно, как начал.
Мудрый бесстрастен, бескорыстен.
Мудрый учится у тех, кто ничему не учился.
Идет дорогой, проторенной другими.
Помогает тысяче тысяч обрести себя.
Он воздерживается от действий.

Вингородский

64. Что спокойно, легко удержать.
Что еще не проявилось, легко проконтролировать.
Что хрупко, легко разрушить.
Что тонко, легко рассеять.
Осуществляй это, когда еще нет наличия.
Упорядочивай это, когда еще нет неурядиц.
Дерево толщиной в обхват
рождается из тончайшего ростка.
Башня в девять этажей поднимается с кучки земли.
Движение в тысячу ли начинается под ступней.
Осуществляешь - испортишь это.
Удерживаешь - потеряешь это.
Это дает:
У человека мудрости - отсутствие осуществления.
Причинность:
Отсутствие порчи.
Отсутствие удержания.
Причинность:
Отсутствие потери.
Народ, делая дела, постоянно,
приближаясь к завершению, портит их.
Если осторожен в конце также, как и в начале,
тогда не испортишь дело.
Это дает:
Человек мудрости стремится не стремиться.
Не придает ценности трудно достающимся товарам.
Учится не учиться.
Возвращается туда,
где проходят большинство людей.
Тем самым поддерживает
самопроизвольную естественность
мириада сущностей
и не осмеливается осуществлять.

Доброхотовы

64. Неподвижное легко удержать
Неопределенное легко переделать
Мягкое легко разломить, мелкое легко рассыпать
Начинать надо с того, чего еще нет
Порядок надо наводить, пока не начилась смута
Большое дерево начинается с маленького ростка
Девятиэтажная башня с горсти песка
Путь в тысячу ли начинается с одного шага
Действуя, проиграешь; владея, потеряешь
Мудрый бездействует и не проигрывает
Ничего не имеет и ничего не теряет
Начинать дело, чтобы сразу преуспеть -- к неудаче
Завершать так же осторожно, как начал -- к успеху
Мудрый не имеет страстей, не ценит труднодоступного
Учится у необразованных, выбирает торные пути
Следует естественному ходу вещей, опасаясь вмешиваться

Кан

64. Спокойное легко сохранить.
Ещё не проявленное - обеспечить.
Тщедушное - растворить.
Неявное - распространить.
Действуй - в ещё Бытия не обретшем.
Выправляй же - ещё до смуты.
Начало могучего дуба - слабый росток осенний.
Начало обширной террасы - сотня комков глины.
Начало пути в тысячу ли* - пядь** под ступнёю.
Воздействующий - обречён.
Удерживающий - утрачивает.
Вот отчего постигший
не прибегает к воздействию
и - поражений не ведает,
удерживать избегает,
а посему - не утрачивает.
Часто бывает: люди,
рьяно взявшись за дело,
уже его завершая,
терпят вдруг неудачу.
Бдительный в окончании
столь же, сколь и в начале,
вовек не погубит дело.
Вот отчего постигший
в желаньях своих бесстрастен,
не дорожит вещным,
учится без "Учения".
Он возвращает многих
к Всеобщему их Корню,
способствуя всего сущего
Тождественности Естественному***,
но - не смея воздействовать.

Конниси

64. Не трудно держать легкую вещь.
Легко предотвратить (беду) до полного обнаружения.
Слабого легко разбить, мелкого легко рассеять.
Следует устраивать защиту тогда, когда еще нет (в том) надобности (т.е. нет врагов).
Следует заботится о спокойствии страны тогда, когда еще в ней все в порядке.
Дерево, которого нельзя обнять руками (т.е. большое), выросло из маленького.
Девятиэтажная башня созидается из клочков земли.
Чтобы пройти тысячу верст, нужно начать ходьбу с одного шага.
Кто может создать, тот может и разрушить.
Имеющий может потерять.
Святой муж ничего не создает, поэтому ничего не разрушает; он ничего не имеет, поэтому ничего не потеряет.
Кто, предпринимая дело, спешит наскоро достигнуть результата, тот ничего не сделает.
Кто осторожно оканчивает свое дело, как начал, тот не потерпит неудачи.
Поэтому святой муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности труднодобываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
Он повторяет то, что делалось многими.
Он будет стараться, чтобы пособить естественному течению вещей, но ни в каком случае, не препятствовать ему.

Кувшинов

64. То, что находится в равновесии, легко удержать,
то, что еще не определилось, легко принимает любую форму.
Тонкое и прозрачное легко растворяется,
малое и незаметное легко проникает повсюду.
Осуществляй то, чего еще нет,
управляй тем, что еще не противится.
Дерево толщиной в обхват
вырастает из крошечного зернышка.
Башня в девять этажей вырастает из груды земли.
Путь длиной в тысячу ли начинается у тебя под ногами.
Тот, кто высчитывает, проиграет,
тот, кто старается удержать, потеряет.
Вот почему мудрый,
освобождаясь от привычки определять и высчитывать,
освобождается от неудач.
Переставая цепляться за старое, освобождается от потерь.
Люди, имея множество дел,
всегда стараются закончить их по-быстрее,
и потому терпят здесь неудачу.
Кто одинаково принимает и конец, и начало,
освобождается от неуспеха в делах.
Вот почему мудрый
стремится освободиться от стремлений,
не ставит высоко то, что добывается с большим трудом,
учится быть неученым,
возвращается к тому, мимо чего проходят обычные люди.
Основа благополучия всей тьмы вещей состоит в том,
чтобы следовать тому, что дается,
и не стремиться определить исход дела заранее.

Лукьянов

64. Умиротворенное состояние легко поддерживается.
Еще не проявившее признаков легко предугадывается.
Хрупкое легко растворяется.
Мелкое легко рассеивается.
Принимай меры, пока еще не произошло событие.
Наводи порядок, пока еще не наступил хаос.
Дерево толщиной в обхват вырастает из былинки.
Девятиэтажная башня начинается с горстки земли.
Путь в тысячу ли начинается с первого шага.
Кто деяет -- вредит всему.
Кто удерживает -- теряет все.
Вот почему совершенномудрый человек не деяет,
поэтому не терпит неудач, не удерживает, поэтому не теряет.
Люди, идя на дело, часто, еще только приступив, уже все портят.
Если будешь осторожным в конце, как и в начале,
то не навредишь делу.
Вот почему совершенномудрый человек страждет бесстрастия,
не ценит трудно добываемого богатства, учит неучение,
возвращается к тому, что пройдено многими людьми,
опирается на естественность мириад вещей и не смеет деять.

Маслов

64. Легко сохранить то,
что умиротворено.
Легко спланировать то,
что ещё не получило развития.
Легко разломать то,
что ещё хрупко.
Легко рассеять то,
что ещё мало.
Действуй тогда,
когда ещё ничего нет.
Правь там,
где ещё нет смуты.
Полнокровное древо вырастает
из мельчайшего ничто.
Башня в девять уступов
поднимается из просеянной земли.
Путешествие в тысячу ли
начинается с одного шага.
Действующий - терпит неудачу.
Стяжающий - утрачивает.
Поэтому мудрец, пребывая в недеянии,
не терпит неудач
и поскольку не стяжает -
не утрачивает.
Зачастую люди терпят неудачу в делах,
находясь на пороге успеха.
Будь в конце столь же осторожен,
как и в начале, -
и не будет неудачных дел.
Вот почему мудрецы желали не-желания
и не ценили труднодостижимых предметов,
учились вне учения
и возвращались к ошибкам людей,
дабы помочь мириадам существ
пребывать в естественности
и воздерживаться от деяний.

Неизвестный

64. Легче держаться,
если находишься в равновесии.
Легче принять любую форму,
если не еще не застыл.
Тонкое и прозрачное растворяется без остатка,
нежное и податливое легко проникает повсюду.
Коснись того, чего еще нет,
измени то, что еще не противится.
Из горстки семян
появляются целые джунгли.
Из туманной мечты
вырастает невиданный город.
Путь твоей жизни
начинается с первого шага.
Точный расчет не поможет,
крепкая хватка не удержит,
но то, что не поддается
определениям и расчетом
и есть путь неизбежной свободы.
Полюбивший свою мечту,
никуда не уйдет от потерь.
Полюбивший текущий неведомый мир,
не утратит его никогда.
Люди сначала ищут дела,
а потом мечтают их поскорее закончить.
И так продолжается до конца.
А для того, кто не занят ничем
любое дело прекрасно само по себе.
Он не ценит стремления,
он не копит знания,
он не видит смысла в усердии
он не принуждает и не отталкивает.
И тогда он останавливается в изумлении,
перед тем,
мимо чего прошли мириады людей.
И тогда он живет,
не заботясь о грядущем исходе.

Полежаева

64. Храни бездействие, покой предпочитая,
Прочувствуй вкус безвкусного занятья,
Найди в немногом много, малое большим считая,
И безмятежной Дэ ответь на гневные проклятья.
Берись за трудное, пока оно в зачатке,
Начни великое - от крошечных ростков.
Ведь возникают сложные проблемы из пустячных,
А путь великий состоит из маленьких шагов.
Мудрец великих планов не питает,
И потому как раз великое свершает.
Кто за дела легко берется, тот скорее подведет,
Кто видит только легкий путь, тот трудности найдет -
Но мудрый от любых задач всегда подвохов ждет,
И потому проблем неразрешимых не встречает.

Саврухин

64. Пока есть здоpовье, должным обpазом поддеpживают его. Пока еще не начали, как следyет обдyмывают. Когда тонкий быстpо истает, пока малочисленны -- легко pассеять. Воздействyют до того, как слyчилось. Устанавливают поpядок до того, как пpевзойдyт беспоpядки. В обхват деpево выpастает из кpохотного pостка. В девять yстyпов теppасы возводятся насыпанием почвы. Тысячевеpстый поход начинается с шага.
Кто заставляет, тот теpпит поpажение. Кто задеpживает, тот yтpачивает. Вот почемy совеpшенный человек никого не заставляет, поэтомy никогда не теpпит поpажения, никого не задеpживает, поэтомy наpод не оставляет пpомыслы. Часто чyть ли нe завеpшают, но теpпят поpажение. Стаpательный в конце, как в начале, -- в таком слyчае не имеет неyдач в делах.
Вот почемy совеpшенный человек не домогается желаемого, не ценит тpyднодобываемые вещи, yчит без школ, покpывает того, кого винит толпа. Его естественно поддеpживают все сyщества, и поэтомy нет необходимости заставлять.

Семененко

64. Действовать в бездействии, заниматься делом недеяния и наслаждаться вкусом не имеющего вкуса. Находить большое в малом, многое в немногом и воздавать добром за ненависть. Добывают трудное из легкого, создают великое из незначительного. Все, что в Поднебесной трудно делать, начинать легко, и все великие дела берут начало в самом незначительном. Именно поэтому Премудрый человек никогда не делает великого и потому он наделен способностью осуществить свою великость. Кто много обещает, тому мало доверяют. Большая легкость оборачивается великим затруднением. Вот почему Премудрый человек как бы во всем испытывает затруднение, но именно поэтому он никогда не затрудняется.

Соловьева

64. Действуя в не-деянии;
служа, но не прислуживая;
вкушая с благодарностью,
вне зависимости от вкуса;
в великом прозревая малое;
в большом сохраняя внимание к мелочам;
всякое зло оплачивая добром -
- следуешь Пути Силы.
Всякое трудное дело
начинаешь с самого простого в нем.
Все великое
совершается из незаметных поступков.
Все в Мире начинается с малого.
Великие перемены
совершаются незаметно день за днем.
Совершенномудрый
не проникается величием деяния,
просто делает необходимое изо дня в день,
создавая великое.
Кто много обещает,
называя дело легким, не завершит дела.
В легком кроется трудное.
Совершенномудрый бдителен в каждом деле,
не обольщаясь видимой легкостью,
потому и не встречает трудностей.

Сухоруков

64. Малоподвижное - легко удержать в руках. Еще не проявившееся - легко направить. Хрупкое - легко разбить. Мелкое - легко рассеять. Действовать надо там, где ничего еще нет. Наводить порядок надо тогда, когда еще нет смуты. Дерево в обхват рождается из крошечного ростка, башня в девять ярусов поднимается из кучки земли, путь в тысячу ли начинается под ногами.
Кто действует - проиграет, кто имеет - потеряет. Поэтому мудрец не действует - и не проигрывает, не имеет - и не теряет. Затевая дела, люди часто терпят неудачу при их завершении. Тот, кто кончает так же осмотрительно, как начал, неудачи не потерпит. Поэтому мудрец стремится к бесстрастию, не ценит редкие вещи, учится у неученых и вновь проходит путь, пройденный другими. Он следует естественности всего сущего и не смеет действовать.

Ткаченко

64. Вообще-то он спокоен и легко ко всему относится. Внешне не
проявляется, но полон замыслов. Хрупок и легко поддается" Слаб и как
бы рассеян. За него никак не взяться. Его не привести в порядок,
потому что он не беспорядочен. Дерево в обхват начинается с тонкой
былинки. Башня в девять ярусов возводится из горстки земли. Путь в
тысячу ли начинается с первого шага. Только вот никак не получается
найти это самое начало: кажется, схватил, а в руках -- ничего.
Поэтому мудрец ни за что и не берется, чтобы не понести ущерба; ни
за чем не гонится, чтобы не остаться с пустыми руками. В народе ведь
постоянно что-нибудь затевают, но обычно перед самым завершением все
рушится. Потому что окончание требует не меньшего внимания, чем
начало, -- тогда и дело сладится. Так что мудрец больше всего желает
ничего не желать и не ценит того, что достается с трудом. Он учится
ничему не учиться, обращает внимание на то, мимо чего другие
проходят, и держится пути, которым идут вещи сами по себе. И ни во
что не вмешивается.

Феано

64. То, что спокойно, легко сохранить,
То, что не сильно - направить.
То, что не мощно, легко разделить,
Что не явилось - исправить.

Путь в тысячу ли с одного-то шажка
Все же начнется. Мудрец
Действует только в звучанье сердец.
Внешне спокоен всегда.

Те, кто к успеху стремятся, увы,
Вряд ли достигнут небес высоты.

Ян Хин Шун

64. То, что спокойно, легко сохранить. То, что ещё не показало признаков, легко направить. То, что слабо, легко разделить. То, что мелко, легко рассеять. Действие надо начинать с того, чего ещё нет. Наведение порядка надо начинать тогда, когда ещё нет смуты. Ибо большое дерево вырастает из маленького, девятиэтажная башня начинает строиться из горстки земли, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага.
Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Те, кто, совершая дела, спешат достигнуть успеха, потерпят неудачу. Кто осторожно заканчивает своё дело, подобно тому как он его начал, у того всегда будет благополучие. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идёт по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.
















Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг Досок Объявлений
Hosted by uCoz