•Главная
•Автор
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью




Статьи



Способ мышления – как организатор обмена веществ.
(Психологические аспекты ТКМ).


В.Л. Кочетков©


     ТКМ сформулировала представления о человеке и его организме как совокупности функциональных систем. Европейская медицинская наука лишь последние десятилетия начинает воспринимать человека как многосистемную общность. На востоке системный подход ещё тысячелетия назад был определяющим. ТКМ выделяет в организме человека пять функциональных систем. Каждая система состоит из нескольких системных единиц. Каждая наделена определенными функциями, занимает ступень в иерархии, но имеет некоторую автономность. Главными программными единицами являются плотные органы: сердце, печень, почки, лёгкие и селезенка. Именно эти органы формируют мотивацию мыслительного процесса, миропонимание, точку, систему отсчёта, способ мышления. В некотором подчинении к плотным органам, функционируют системы-органы называемые полыми: толстая кишка, тонкая кишка, мочевой пузырь, желудок и желчный пузырь. У каждого человека с момента рождения устанавливается функциональная структура, составляющая пару из плотного и полого органа. Например: сердце – желчный пузырь, или мочевой пузырь – печень. Эта пара и определят способ мышления, мотивацию, установку для функционирования всего организма.
    Здесь должно сделать маленькое пояснение, необходимое в повествовании и далёкое от медицины. Дело в том, что в европейской, христианской традиции дух и тело – вещи различные, а в традиции восточной это одно и то же. Мы не будем углубляться в теологические или философические построения, но принять к сведению, что все психоэмоциональные свойства и функции, душевно-духовные качества, с точки зрения медицины систем, неразрывно связаны с телом, с органами, как и процесс пищеварения или дыхания. Разумеется, органы следует понимать не анатомически, а как функциональные системы, программы, выполняющие и физиологические, и «душевные» функции.
     Характерологическая пара «плотный – полый орган», возникающая от рождения, важнейшая структура-система и очень стойкая. Эта пара формирует человеку способ мышления, а значит характер, а значит судьбу, профессию, стиль жизни и так далее. А значит, и болезни, которые рано или поздно посетят и тело и душу. На функционирование характерологической пары оказывает влияние и воспитательные мероприятия в семье и школе, культурная среда, образование, способ мышления родителей и вообще близких людей, впечатления внутриутробной жизни, рождения и раннего детства, а так же системы инстинктов, о которых мы поговорим в другой раз.
     В каждой функциональной характерологической паре один орган должен быть ведущим, или «сильным», другой – ведомым или «слабым». Если ведущим является плотный орган, мышление человека строится из мотивов «внутреннего» порядка, если ведущим является полый орган, мыслительная деятельность более побуждается мотивами из внешней среды. В европейской традиции субъекты с внутренней мотивацией обозначаются, как интроверты, с мотивацией внешней, с «сильными» полыми органами называются экстравертами.
    Человек, мышление которого организуется при определяющем участии органа печень, формулирует всё и вся с точки зрения собственного «Я». При сильной печени самооценка, как правило, значительно завышена. При слабой, наоборот, занижена. Впрочем, самооценка в принципе не может быть адекватной, но для «печёночников» именно такая позиция является определяющей. Все происходящее они воспринимают и понимают относительно собственного «Я» и действуют соответственно. Логические построения они начинают от себя и приводят к себе, будущее мыслят, как своё в нем существование, цели признают собственные, справедливость понимают, как личное воздаяние. Блага, награды, карьерные успехи, любые поощрения они воспринимает как должное, не спрашивая достоин ли? Разумеется, достоин, иначе и быть не может. И, наоборот, отсутствие внимания к своей персоне воспринимает болезненно. «Печёночников» надо любить, без этого они комплексуют, впадают в депрессию.
    Субъекты, чей образ мысли определяется системой почек, представляют мир организованным с точки зрения цели. Именно целеустремленность является их главной отличительной чертой. Собственное «Я» для них имеет значение лишь относительно вопроса, куда направить это «я», отчасти – зачем? Определив цель, они с упорством и даже упрямством продвигаются в избранном направлении и, как правило, достигают. Другое дело сам выбор цели является для них проблемой, да и путь к намеченному не блещет изысканностью или оригинальностью. Главное – чтобы цель была, а какая – дело второстепенное. И путь к цели для них обычно ясен, прям и прост. Упорство и ещё раз упорство, вот главный двигатель, и метод, и способ.
     Если схема в умопостроениях человека более подчинена логике, значит, ведущим органом-системой у данного субъекта являются лёгкие. «Лёгочники» более всего следуют порядку и последовательности. Они, прежде всего рационалисты. С целями у них, как правило, всё в порядке, а вот собственное «я», они понимают как элемент в организованной структуре, где всё рационально, логично и последовательно. Правда, эту структуру они отчасти выдумывают, и, поскольку с воображением у них не очень хорошо, конструкции получаются не всегда удобными.
     Люди, чей мыслительный процесс управляется селезёнкой, дают образцы конкретного мышления. Им не свойственны полутона и недомолвки, они мыслят ясно и плохо переносят неопределенность. Благодаря конкретности мировосприятия они хорошо видят перспективу, если селезёнка является ведущим органом, или мыслят преимущественно днем сегодняшним, если селезёнка орган ведомый. Конкретность мышления хорошо сочетается с логикой, а вот цели они формулируют неважно. Собственное «я» воспринимается ими нечётко, несколько отстранёно, но вполне реально.
     Умопостижение мира через систему-орган сердце можно характеризовать как мышление по справедливости. «Сердечники» всё рассматривают «по правде», по совести. Если нечто справедливо, значит, правильно, в понимании «мыслящих сердцем», разумеется. Они совершенно серьёзно думают, что справедливость существует и является мерой всех вещей. Причем эту меру они определяют не по учебникам, а исключительно по внутреннему побуждению. Они не очень дружат с собственным «я», не сильны в определении цели, не в ладах с логикой, но вполне конкретны.
     Когда в формировании мотивации преобладает орган-система желудок, подчинённый до некоторой степени селезёнке, мы имеем дело с мыслителем. Человеком, для которого осмысление, обдумывание чего бы то ни было, является ведущей чертой характера. Они думают всегда и о чём угодно. Сам процесс мыслепостроения является для них и свойством, и смыслом, и результатом. «Интеллектуал» запросто создаёт собственные гипотезы, как фундаментальных вопросов бытия, так и повседневных событий. Таких людей окружающие нередко именуют фантазёрами.
     Если способ мышления определяется желчным пузырем, подчинённым печени, субъект, прежде всего, озабочен собственным «Я». Точнее проявлением этого «Я» во вне, и отношением к нему окружающих. Если желчный пузырь орган ведущий, гражданин активно, сверх всякой меры привлекает к себе внимание, если желчный пузырь ведомый, довольствуется ролями второго плана, но отношение к себе любимому неосознанно почитает важнейшим из всех иных взаимоотношений с окружающим миром.
     При участии в мыслепостроениях системы мочевого пузыря, подчинённого почкам, внутренняя целеустремленность, свойственная «почечникам» становится внешней. Точность целей, сосредоточенность утрачивается. Человек с сильным мочевым пузырём сморит на мир с любопытством, открыто, с интересом, в построении грандиозных прожектов ему нет равных. При первой же встрече он расскажет вам о себе много больше, чем вы предполагали услышать. При слабом, ведомом мочевом пузыре человек не любит говорить о себе и не говорит. Скрытность, погруженность в себя – отличительная черта подобных субъектов.
     Когда определяющим способ мышления является орган толстая кишка, подчинённая лёгким, сильная внутренняя логика становится внешней. Человек, воспринимая мир рационально и даже прагматично, создает некую логическую конструкцию внешней среды. При сильной толстой кишке эта схема-конструкция весьма сложна и как всякое громоздкое построение требует постоянного внимания и ухода и частенько разрушается по причине многосложности. Слабая толстая кишка формулирует столь простую конструкцию, что окружающие сограждане её просто не замечают и потому считают таких людей крайне непрактичными, и напрасно.
     Субъекты, наделённые способностью мыслить посредством органа тонкая кишка, лучше других знают меру в мире внешнем, социальном. Они действуют правильно, именно так, как того требуют внешние обстоятельства. Конечно, социальная среда – не лучший ориентир в жизни, но зато подобные субъекты почти застрахованы в жизни от маргинальных ситуаций.
     Примерно так, очень кратко, в пределах заданной в работе темы, необходимо охарактеризовать структуру мотивационных построений. Каждый из нас неосознанно составляет свой способ мыслепостроения, свою пару из плотного и полого органа, один из которых является ведущим, другой ведомым. Эта пара, образующая функциональную систему, формирующая способ мышления, в течение жизни меняется редко. Другое дело, что в различные возрастные периоды «активность» того или иного органа может быть выше и проявляется заметней. Вспомните, есть времена, когда субъект более предается мечтаниям и фантазиям. В другое время жизни людей волнует собственное «Я» и отношение к нему окружающих. Наступают обстоятельства, когда общество требует от человека сформировать цели и быть рационалистом, в иные периоды человек мыслит очень конкретно, в иные почти исключительно по справедливости. В зависимости от пары сформировавшей способ мышления, субъект в различные периоды жизни чувствует себя комфортней, уверенней, значимей.
     В разные периоды своей жизни людям приходиться использовать различные способы организации своих мыслей. А разные способы мышления предполагают «напряжение» соответствующих органов. Необходимость выбора нагружает лёгкие, формирование целей – почки, поиски справедливости или муки совести – сердце и так далее. Естественно, активизируемый по обстоятельствам орган требует от организма дополнительного питания, но система потребления и распределения в организме сделать этого не может. Она не приспособлена «питать» отдельно взятый орган-систему.
     Если каждый из наших органов определяет психологические, эмоциональные свойства, способ мышления, значит, каждый орган отвечает за соответствующие физиологические свойства. Селезёнка с желудком вместе отвечают за скорость обменных процессов и в самих себе, и в целом организме. Печень определяет мощность процесса с желчным пузырём, разумеется. Лёгкие с толстой кишкой ответственны за последовательность, порядок, проще говоря – ритм. Система почки – мочевой пузырь формируют направление (вектор движения) или форму обменных процессов. А сердце, тонкая кишка контролируют, чтобы все преобразования осуществлялись в должной мере. Теперь перейдем к структуре самой медицины систем.






Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Рейтинг Досок Объявлений
Hosted by uCoz