•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью
|
|
Статьи
Современная интерпретация главных философских терминов используемых в
традиционной китайской медицине.
В.Л. Кочетков©
ТКМ, в отличие от других медицинских систем,
не перегружена символической
терминологией. Символ, есть обозначение в устной, письменной или любой другой
знаковой форме некоторых образов, представлений или понятий. В ТКМ таких
символических терминов несколько. Пять элементов, или система пяти элементов,
ци, иногда произносят, как чи или ки. Мы будем говорить ци.
И ещё инь и ян. А
также принцип перемен, или просто перемены.
В различных культурах, у разных народов нередко
встречаются терминологические
изыски на предмет элементарных составляющих бытия. Но исторический аспект
проблемы – не наша тема, поэтому ограничимся лишь древнекитайским вариантом.
Люди не первое тысячелетие наблюдают друг за другом и за вселенной, и, конечно,
заметили составляющие окружающего их мира. Эти составляющие они определили числом
пять, и назвали огнём, землёй, металлом, водой и деревом. Почему так назвали? А
какая разница как назвать, если точного определения этим категориям дать практически
невозможно. Нынче мы обозначаем составляющие мира как энергию, пространство, время,
информацию, материю. Но суть и смысл этих понятий нам не более ясен, чем тогда,
тысячи лет назад. От перемены названий суть предметов, естественно, не меняется.
Бесспорных, ясных, однозначных определений понятиям «материя», «энергия»,
«пространство», «информация» и «время» - нет. Главные вопросы бытия как не
имели, так и не имеют удовлетворительного ответа.
Но ситуация не безнадежная, и всегда
существуют счастливые или не очень счастлив
ые исключения. Пример тому «Дао дэ цзин». Великолепный памятник культуры и
философии, на двадцати пяти странницах которого даны ответы на главные вопросы,
так занимающие некоторые беспокойные умы. Автор «Дао дэ цзин», великий философ
Лао цзы - личность мифическая и легендарная, но, несомненно, реальная, оставил
нам свои соображения по предмету. Но подробный разбор главных вопросов остается
пока за пределами сегодняшней темы, и автор направляет любопытствующих непосредственно
к тексту «Дао дэ цзин».
Нынешние материя, пространство, время, информация и энергия
– это древнекитайские вода,
дерево, земля, металл и огонь. Подчеркнем, мир, природа, вселенная не состоит из
элементов, нет. Поскольку элементы по сути своей совершенно разные вещи. Они,
элементы, являются именно составляющими вселенной. А состоит все из ци. Так
древнекитайские мыслители обозначили совокупность и взаимоотношение пяти
элементов. Термин ци обычно переводят как «энергию», что не совсем точно и
совсем не верно. Энергия – это часть, одна из составляющих ци. Не более и
не менее значимая, чем другие составляющие: материя, пространство, время,
информация. То есть все состоит из ци, а ци составляют элементы. Все очень
просто. Можно сказать, что ци нечто вроде нашего бытия.
Исследуя пульс, доктор, как раз и определяет состояние ци.
Как быстро, с
какой скоростью она, то есть ци, изменяется. В каком направлении происходят
перемены, обладает ли этот процесс достаточной мощностью, как, и в каком
порядке протекает. Эти параметры исследуются и относительно всего организма и
относительно каждой системы или органа, или части органа. Ци – субстанция
динамичная. Разумеется, элементы, составляющие ци, так же подвижны. То есть,
состояние ци есть процесс. Этот процесс и называется переменами, или принципом
перемен. Естественно, и сами перемены происходят по-разному. Если процесс
ускоряется, активизируется, становится мощнее, динамичнее, агрессивней,
хаотичней существует тенденция ян. И наоборот, если ситуация успокаивается,
упорядочивается, организуется, слабеет, замедляется можно говорить о
тенденции инь. То есть инь и ян – различные варианты одного и того же процесса.
|