•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью
|
|
Библиотека Дао дэ цзин
Главы Дао дэ цзин
Главы 41 - 44.
Глава 41.
Батонов
41. Пpослышав о Пyти, достойный yстpемится
Пpойти его с yсеpдьем до конца.
Пyстой пpознает -- pyкава засyчит,
Hо выдохнется, шагy не пpойдя.
А пошлый pассмеется, да и только,
Hо, впpочем, если он всеpьез
воспpинял пyть,
То, значит, ложный. Уж не обессyдь.
Вот почемy возникла поговоpка:
"Когда идешь-идешь, а все бyдто назад,
То ясный пyть тебе, пpиятель, невдогад".
Сегодня Пyть пpямой
как бyдто бы извилист,
А добpодетель высшая
подобна бездны кpаю,
Стыдиться нас невинность заставляет,
Огpомной силы бyдто не хватает,
Добpо бесспоpное зовется плyтовством,
Извечное с безделицей pавняют.
Великое пpостpанство -- без yглов;
А мощь великая поспешно не пpиходит.
Великая мелодия слышна едва-едва,
А фоpма величайшая -- бесфоpменна.
Hе явен Пyть и безымян, однако,
Созданья наделяет сyтью и даpами.
Свой дивный замысел искyсно воплощая.
Борушко
41. Умный, узнав о Дао, следует Дао.
Способный, узнав о Дао, колеблется.
Темный, узнав о Дао, смеется.
Но Дао есть Дао потому, что легко высмеять.
Поэтому говорят:
Кто хочет увидеть Дао - увидит тьму.
Кто хочет достичь Дао - идет назад.
Кто жаждет подняться к Дао - забудет цель.
Высокая добродетель - проста.
Постигший истину - гоним.
Доброта без границ похожа на равнодушие.
Сеющий доброту напоминает жнеца.
Чистая правда горчит, как ложь.
Настоящий квадрат не имеет углов.
Лучший кувшин лепят всю жизнь.
Высокая музыка неподвластна слуху.
Великий образ не имеет формы.
Дао скрыто, безымянно.
Но только Дао дарит путь, свет, совершенство.
Вингородский
41. Высший воин, внимая Пути,
усердно движется по нему.
Средний воин, внимая Пути,
то хранит, то утрачивает.
Низший воин, внимая Пути,
громко смеется над ним.
Если не будет смеяться, не сможет
осуществлять Путь.
Причинность:
Об этом говорится в устойчивых выражениях.
Просветление Пути отражается в тьме.
Продвижение по Пути отражается в отступлении.
Равномерность Пути отражается в изъянах.
Ориентацию вверх Потенции отражает долина.
Великая белизна отражается в сраме.
Обширная Потенция отражается в недостаточности.
Напряженность Потенции отражается в халатности.
Простейшая истина отражается в текучести.
В большом квадрате-отсутствие углов.
Для большого инструмента-позднее завершение.
В большом звуке-разреженность голоса.
Большой образ-отсутствие формы.
Путь сокрыт в отсутствии имени.
Ведь только на Пути, совершенствуясь в зачине,
еще и завершают.
Доброхотовы
41. Просвещенный, узнавая ДАО, стремится его воплотить
Не вполне просвещенный, узнавая ДАО,
Стремится то к нему, то от него
Непросвещенный, узнавая ДАО, глумится над ним
Не будь глумления, как узнать ДАО ?
Говорят же :
Узревший ДАО -- словно слепой
Ищущий ДАО -- словно заблудший
Постигший ДАО -- словно безумный
Благороднейший -- словно простой
Мудрейший кажется безумным
Высшая праведность кажется пороком
Распространение праведности кажется развратом
Великая правда кажется ложью
Великий квадрат не имеет углов
Большой кувшин скоро не слепишь
Сильный звук неслышен
Великий образ необозрим
ДАО скрыто и безымянно
Но оно одно ведет к совершенству
Кан
41. Лучший из служащих, прослышав о Дао,
напрягает силы, но - устремляется. Средний из служащих,
прослышав о Дао, то дорожит Им, то небрегает. Низший из служащих,
прослышав о Дао, всеосмеянью Его подвергает. Без смеха неполно
служение Дао. Оттого и сказано: Ясный Дао - что помрачённый, Близкий
Дао - что удалённый, Обычный Дао - что повреждённый, Высшая Дэ - подобна
ущелью, Великий Свет - подобен немилости, Обширная Дэ - подобна
неполной, Явная Дэ - подобна подлой, Истая Правда - подобна излишней,
Великий Надел не имеет окраин, Великий Дар раскрывается поздно,
Великий Аккорд недоступен слуху, Великий Образ не имеет облика. Дао
- сокрыт и безымянен, но только Он Благо дарует и
совершенствует.
Конниси
41. Когда ученый услышит о Тао, то будет стараться осуществить услышанное (в
жизни).
Когда человек средней руки услышит о Тао, то не будет соблюдать его до
конца жизни.
Когда малоученый услышит о Тао, то он будет глумиться над ним.
Если бы над ним не глумились, то оно и не заслужило бы имени Тао.
Поэтому сказано следующее:
Тот, кто разумеет очевидное Тао, кажется облеченным мраком; тот, кто идет
вперед, держась Тао, кажется идущим назад; тот, кто на высоте Тао, кажется
обыкновенным смертным.
Человек высшей добродетели похож на долину.
Человек высшей чистоты похож на презираемого.
Человек высшей нравственности похож на неспособного.
Совершающий добродетель похож на вора.
Испытывающий правду похож на похищающего вещи.
У большого четырехугольника не видно углов.
Большой сосуд не скоро делается.
Самый громкий голос не слышен.
Большое изображение не имеет никакой формы.
Тао скрыто от нас, поэтому оно не имеет имени.
Оно снабжает все существа (силой) и ведет их к усовершенствованию.
Кувшинов
41. Лучший воин - это тот, кто внимает голосу Дао
и отдает все свои силы, следуя его воле.
Обыкновенный муж, прислушиваясь к Дао,
то следует ему, то нет.
Никчемный человек, слушая о Дао,
больше всех насмехается над этим.
Но и тот, кто не смеется совсем,
не может быть человеком Пути.
И потому извечная истина заключается в следующих словах:
Путь света не лучше пути тьмы,
путь побед не лучше пути поражений.
путь гармонии и согласия
не лучше пути противоречий и ошибок,
высшая чистота не лучше темной пропасти,
великая слава не лучше позора,
иметь многочисленные таланты
не лучше, чем не иметь их вовсе,
взращивать силу Дэ не лучше, чем тратить ее в любви,
достичь высших свойств не лучше, чем,
преодолев запреты, отдаться теченью судьбы.
Великий квадрат не имеет углов,
самое главное приходит в конце,
голос Великого не легко уловить,
образ Великого нельзя начертать.
Дао сокрыто от наших глаз и не имеет названия,
но именно оно дает жизнь и совершает все.
Лукьянов
41. Муж высокой учености, услышав о Дао, усердно следует ему.
Муж средней учености, услышав о Дао, то сохраняет,
то теряет его.
Муж низкой учености, услышав о Дао, громко насмехается над ним.
Не осмеяв, и не будет считать за Дао, ибо среди
незыблемых суждений есть таковые:
Светлое Дао подобно темному.
Наступающее Дао подобно отступающему.
Совершенное Дао подобно ущербному.
Верхнее Дэ подобно [нижнему] руслу.
Громкая слава подобна позору.
Обширное Дэ подобно недостаточному.
Закрытое Дэ подобно похищенному.
Чистая правда подобна мутной смеси.
Великий квадрат не имеет углов.
Великие замыслы рождаются в сумерки.
Великий звук не громогласен.
Великий образ не имеет формы.
Дао сокрыто и безымянно.
Только Дао одаривает добротой и завершается [природой].
Маслов
41. Когда муж высоких способностей слышит о Дао,
он усердно следует ему.
Когда муж средних способностей слышит о Дао,
он порой сохраняет его, порой утрачивает.
Когда муж низких способностей слышит о Дао,
он громко смеётся над ним.
Если бы над ним не смеялись,
было бы недостаточно,
чтобы оно считалось истинным Дао.
Поэтому "Извечные суждения" гласят:
"Пресветлое Дао кажется тёмным.
Дао, ведущее вперёд, кажется влекущим назад.
Обыденное Дао кажется исключительным.
Высшая Благодать подобна долине.
Великая белизна кажется покрытой пятнами.
Всеохватная Благодать кажется недостаточной.
Подлинная Благодать кажется сокрытой.
Извечная истина кажется пустой.
Великий квадрат не имеет углов.
Великий сосуд долог в изготовлении.
Великий Звук не часто услышишь.
Великий Образ не имеет формы".
Дао потаённо и безымянно.
И лишь потому, что это - Дао,
оно может быть совершенным
и в воздаянии, и в воплощении.
Неизвестный
41. Быть воином - значит слышать шаги Дао
и мужественно следовать за ним.
Некоторые слышат Дао, но
то следуют ему, то нет.
Но большинство просто насмехаются над ним.
Но и тот, кто ни разу не засмеялся в лицо Дао
не может быть настоящим воином.
Поэтому прислушайся к этим словам:
свет не лучше тьмы;
победа не лучше поражения;
гармония не лучше хаоса;
высшая чистота не лучше бездонной грязи;
слава не лучше позора;
талант не лучше серости;
искать силу Дэ не лучше чем искать Любви;
стремиться ввысь не лучше,
чем на все наплевать.
Черный Квадрат не имеет углов,
Главное прячется где-то в Конце,
голос Великого неслышно звучит,
образ Великого нельзя уловить.
Его не окликнуть, его не догнать,
Но оно всегда рядом, и все, что рядом - оно.
Полежаева
41. Мудрец, узнав о Дао, воплощать его старается упорно,
Обычный человек то загорается энтузиазмом, то бросает,
Глупец насмешкам Дао подвергает -
Но, впрочем, без насмешки Дао не было б собой, бесспорно.
Не зря же говорят, что чудаку подобен слишком просвещенный.
Кто видит ясный путь - тот выглядит, как будто заблудился,
Тот, кто достиг высот духовных - словно опустился,
А человек высокой чистоты - в глазах людей как развращенный.
Таких примеров можно много привести:
Предельное обилие невольно в людях чувство недостатка вызывает -
Как часто в лике высочайшей добродетели обман подозревают!
В изменчивости мира трудно истину надежную найти.
Великое выходит за обычные пределы осознания:
Углы Великого Квадрата невозможно указать,
Великий Дар придется долго ждать,
И слуху недоступно слишком сильное звучание.
Великий образ Дао не имеет четкого определения,
Он безымянен и от глаз сокрыт -
И все же Дао и начала в мире все творит,
И все процессы в нем приводит к завершению.
Саврухин
41. Высокопоставленный чиновник, получив направление в
деревню, горюет и бежит ее. Служащий среднего ранга, получив
направление в деревню, либо направляется (туда), либо сбегает.
Низший служащий, получив направление в деревню, рад этому. Если не
радует, то нет оснований, чтобы считать ее обителью жизни.
В старину имелись незыблемые положения: соединиться с общиной
-- как бы скрыться, вступить в общину -- как бы возвратиться домой.
Отменять общинные правила -- все равно что противоречить закону
сохранения жизни. Добавлять к правилам нравственности -- все равно
что ставить плотину. Преувеличивать доброту -- как бы бесчестить.
Улучшать правила нравственности -- все равно что не быть ими
довольным. Вводить правила нравственности -- все равно что (их)
игнорировать. Доискиваться сущности подлинного -- все равно что
замутить (ее). Важнейший закон никого не обязывает. Человек больших
способностей долго вызревает. Великие слова тихо звучат. Великий
закон никого не наказывает. В правилах общины скрывать виновного и
никого не называть. Ведь только обитель жизни дружески прощает и
вместе с тем помогает.
Семененко
41. Высший из мужей, слыша о Дао, усердно претворяет его в жизнь; средний из мужей,
слыша о Дао, пребывает в замешательстве; низший из мужей, слыша о Дао, над ним
насмехается. Над чем не смеялись бы, то не было бы Дао. Поэтому есть веские
суждения. Дао уясняют, словно помрачаются; по нему идут вперед, как пятятся
назад; оно ровно, будто все в ухабах; верх добродетели напоминает впадину
долины; пречистое походит на запятнанное; бескрайность добродетели уподобляется
изъяну; добродетель делают незыблемой как бы невзначай; безыскусная правдивость
кажется чем-то превратным. У великого квадрата нет углов, великое изделие не
скоро создается, великая мелодия является беззвучной, великий образ не имеет
формы. Дао скрытно, у него нет имени, но лишь оно умеет дать взаймы и довести до
самого конца.
Соловьева
41. Мудрый человек, увидев Путь,
пройдет его до конца.
Умный человек, узнав о Пути, сомневается,
и если пойдет, то не будет последователен.
Глупый человек, услышав о Пути, глумиться.
Не всякому понятен Путь.
Постараюсь выразить Путь словами:
естественность Пути,
похожа на тьму непостижимого,
а прозрение Пути, похоже на помрачение;
движение по Пути, похоже на отступление,
а прошедший Путь, похож на заблудшего.
Поэтому, наиболее утвердившийся на Пути,
выглядит наименее устойчивым.
Добродетельный похож на недостойного,
Непосредственный - на разнузданного.
Высоконравственный - на аморального.
Благодарный - на вора.
Правдивый - на лжеца.
Стоя у дверей, не видишь всего дома,
результат великого деяния
виден лишь потомкам,
очень громкий звук, не воспринимается слухом,
огромное изображение,
не воспринимается, как образ.
Путь сокрыт от глаз потому, что он обширен,
он - для всех существ, и ведет к единству.
Ткаченко
41. Когда высокий муж слышит о пути, он без
колебаний следует ему. Когда средних достоинств муж слышит о пути, он не
знает, жить ему или умереть. Когда о пути слышит муж заурядный, он громко
хохочет. Но если бы над дао не потешались, это уже не был бы путь!
Поэтому-то о нем часто и говорят в таких выражениях: "ясность пути
подобна туману"; "продвижение по пути подобно отходу назад";
"необычайное дао выглядит банальным"; "высшая дэ как горное ущелье";
"великая чистота подобна бесчестью"; "в широчайшей дэ будто чего-то не
хватает"; "утверждение дэ подобно проигрышу"; "в естественности и прямоте
есть что-то от лукавства"; "у величайшего квадрата углы непрямые"; "большой
сосуд долго делается"; "великий звук трудно услышать ухом"; "у великого
образа нет определенной формы". Сам по себе путь скрытен и безымянен; но
только то, что следует ему, может благополучно начинаться и
завершаться.
Феано
41. Не может вершина стоять без подножья…
Не станешь ты честным в отсутствии лжи…
Деленье на два не свершишь без межи,
Ведь нет и дорог, если нет бездорожья…
Причина того, что ты в сердце хранишь,
Надежно укрыта, под крепким замком.
Но тот, кто с основами Дао знаком,
Живет вне сомнений. Коль их избежишь,
Узнай, что, открыв эту тайну, мудрец
Стремится последовать Дао Законам.
Ученый - то верит, то нет, полутоном…
Но есть и насмешник, дурак, наконец…
Когда б не увидел насмешки мудрец,
То был бы уже не мудрец, а писец.
Улыбкою мудрость себя увенчала,
Когда на вопросы свои отвечала.
Ян Хин Шун
41. Человек высшей учёности, узнав о дао, стремится к его осуществлению. Человек
средней учёности, узнав о дао, то соблюдает его, то его нарушает. Человек низшей
учёности, узнав о дао, подвергает его насмешке. Если оно не подверглось бы
насмешке, не являлось бы дао. Поэтому существует поговорка: кто узнаёт дао,
похож на тёмного; кто проникает в дао, похож на отступающего; кто на высоте дао,
похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий
просвещённый похож на презираемого; безграничная добродетель похожа на её
недостаток; распространение добродетели похоже на её расхищение; истинная правда
похожа на её отсутствие.
Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук
нельзя услышать; великий образ не имеет формы.
Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь [всем
существам] и привести их к совершенству.
Глава 42.
Батонов
42. Пyть поpодил Одно,
Одно стало Двyмя,
Два стало Тpемя,
Тpи --- всем остальным.
Бpемя всех вещей -- это тень за спиною.
Hежность всех вещей -- солнца объятья.
Смешивая-пеpемешивая
Солнца и тени дыхание,
Миp к pавновесью пpиходит.
Сиpым, нищим, всеми покинyтым
Всякий боится стать.
Однако вельможам с пpавителем
Угодно себя так назвать.
Так что yбыль стать может пpибылью,
А лихва -- обеpнyться yбытком.
Чемy обyчен сам, и вас наyчy:
Если дни человека насилия
не пpеpвyтся опять же силою,
То взял бы его я в yчителя.
Борушко
42. Дао рождает единицу.
Из одного родится два,
Из двух родится три.
Три - колыбель тысячи тысяч.
Из тысячи тысяч в каждом
борются инь и ян,
пульсирует ци.
Так возникает равновесие.
Люди не терпят одиночества
и завидуют царям.
Между тем цари - одиноки.
Вот почему говорю:
что отдал - твое.
Учу, чему учит жизнь:
сильные умирают от насилия.
Здесь простая суть моих размышлений.
Вингородский
42. Путь рождает один.
Один рождает два.
Два рождает три.
Три рождает мириады сущностей.
Для мириадов сущностей то, что давит на спину -
Инь,
а что обнимают спереди -
Ян.
Через срединность дыхания-Ци
осуществляют гармонию.
Люди в первую очередь не любят быть
сирыми, вдовыми, не-прикаянными,
а правители и удельные князья
так и называют себя.
Причинность:
Для сущности и убыль может обернуться прибылью.
А, может и прибыль обернуться убылью.
Чему люди учат, тому учу и я.
Коль сильный хребет, то умрешь, так и не обретя.
"Сущность моя" это и делает
родителем своего учения.
Доброхотовы
42. ДАО творит единое
Единое разделяется надвое
Два порождают три
Три порождают множество
Два противоположных начала и множество элементов
Образуют гармонию
Никто не хочет быть одиноким, несчастным, покинутым
Однако цари и князья так себя именуют
Приниженное возвышается
Возвышенное принижается
Чему люди учат, тому и я:
Сильные и жестокие не умирают своей смертью
Это в моем учении главное
Кан
42. Дао родил Единое. Единое родило Двойственное. Двойственное -
Триаду. Триада же - всё сущее. Сущее окутано Инь, но и объемлет
Ян, всё пронизано Ци, предполагает Гармонию. Те, кого презирают, -
"сирые и убогие, и накормить - некому...", но государь и правители
таких-то и приближают. А оттого сущему бывает прибыль - в убыток,
бывает убыток - в прибыль. Чему научают люди, тому и я научаю.
Препятствующие насилием не умирают сами. Я буду признан отцом
Учения.
Конниси
42. Тао произвело одно, одно - два, два - три, а три - все вещи.
Всякая вещь носит на себе инь и заключает в себе ян.
Находящийся в исступленном состоянии легко умиротворяет.
Люди ненавидят тех, которые оставляют сирот и бедняков без помощи.
Поэтому умные цари и князья помогают сиротам и беднякам; они же сделаются
предметом похвалы (народа).
Потеря есть начало размножения, множество - начало потери.
Чему другие учили и учат по справедливости, тому и я учу людей.
Очень сильный не умирает естественною смертью.
Я сделаюсь отцом учения.
Кувшинов
42. Дао порождает Одно,
Одно порождает Два,
Два порождают Три,
Три порождают всю тьму вещей.
Вся тьма вещей несет в себе силу Инь,
содержит силу Ян,
наполняясь энергией Ци,
смешивается во взаимном движении.
Одинокие, сирые и несчастные -
вот те, кого презирают люди,
но именно так величают себя правители и князья!
И потому в жизни можно
либо, отказывая другим, заботиться о себе,
либо, отказывая себе, заботиться о других.
Тому, чему учат люди, учу и я:
несгибаемый духом не будет побежден своей смертью,-
слова эти я предпочту наставлениям всех мудрецов.
Лукьянов
42. Дао рождает один.
Один рождает два.
Два рождает три.
Три рождает десять тысяч вещей.
Вещи несут за плечами инь и на руках держат ян.
Пустота-энергия образует [условие их] гармонии (согласия).
То, что люди ненавидят, это быть сирыми, одинокими, несчастными.
А ваны и гуны называют себя так.
Это потому, что из вещей одни, ослабляя себя, усиливают себя,
другие, усиливая себя, ослабляют себя.
Чему надо научить людей, тому именно я и учу.
Тот же, кто препятствует [этому], не умирает своей смертью.
Я вскоре стану Отцом Учения.
Маслов
42. Дао порождает одно.
Одно порождает два.
Два порождает три.
Три порождает мириады существ.
Мириады существ несут в себе инь
и объемлют ян,
а пустотное ци приводит их в гармонию.
Нет слов, которых бы человек страшился больше,
чем "сирый", "покинутый", "неудачник".
А ведь знать и правители
именно так называют себя.
Поэтому вещи то принижаются, возвышаясь,
то возвышаются, принижаясь.
Тому, чему учат другие, учу и я:
"Сильные и жестокие
не умирают своей смертью".
И считаю это своим первейшим наставлением.
Неизвестный
42. Сначала приходит Одно.
Потом появляется Два.
Ими порождается Три.
А дальше уже не до счета.
Живое дыхание Ци
кружит, свивает в узоры
вынырнувшие из ниоткуда
извечные Инь и Ян.
Одинокие, никчемные и несчастные -
как жалеют и презирают их люди,
узнавая в них самих себя.
Но как же богатые и знаменитые?
И что же, жить можно
либо отказывая другим, но заботясь о себе,
либо отказывая себе, но заботясь о других?
А ничего нового:
смерть непобедима - но все-таки можно...
И в этом сомнении
цена всех убедительных доказательств.
Полежаева
42. Едино Дао - в нем единства мира основание.
В единстве каждой вещи при ближайшем рассмотрении
Находим два взаимно-исключающие устремления.
Два качества полярные друг в друга постоянно переходят,
И, значит, третья сила есть,
что это преобразованье производит.
Определяет тройка эта мира сущего дыхание
И всех вещей образование.
Любая сущность Инь и Ян в себе несет -
Посредством силы жизни Ци гармонию их сочетанье создает.
Все люди, что несчастья и нужду переживают,
Стараясь хоть в глазах других счастливыми казаться,
Не любят неудачниками называться,
Но власть имущие, что и удачей, и богатством обладают,
Себя "убогими" и "сирыми" нарочно называют.
Так, что принижено, возвыситься стремится,
Возвышенное же стремится к самоунижению.
Тот, кто насилием высокого добился положения,
Насилия по отношению к себе боится.
Суровые уроки жизни многому научат -
И то же самое мир от меня в ответ получит.
Соль моего ученья - в отражении.
Саврухин
42. Совместное существование рождает общность, общность
рождает взаимопомощь, взаимопомощь обеспечивает выполнение
земледельческих работ трех видов, земледельческие работы
обеспечивают все существа. Все существа вынашивает женское начало,
а выхаживает мужское начало. Взаимно растворяют жизненные силы, так
что возникает гармония.
То, что люди считают несчастьем, а именно: вдовство,
одиночество, сиротство--матушка и батюшка принимают за обозначение
своего положения. Поэтому существам либо вредят, и тогда
переполняется (чаша терпения), либо способствуют, и тогда (гнев)
убывает. Тому, в чем люди наставляли, высшую власть также вразумят.
Как бы упорно ни запруживали -- нe сдержат до самой смерти. Нам
нужно считать это заветом отцов.
Семененко
42. Дао порождает единицу, единица родит двойку, два рождает тройку, три дает жизнь
десяти тысячам вещей. Все вещи прислоняясь спиной к Тени (Инь), обнимают Свет
(Ян), и дыхание (ци) пустоты приводит их к гармонии. Что людям ненавистно - это
оказаться "сирым", "вдовым" и "убогим", но так зовут себя цари с князьями.
Выходит, что ущербность может доставлять прибыток, прибыток - приносить ущерб.
Такое наставление я получаю от людей. И я их тоже наставляю: за произвол,
насилие ждет преждевременная смерть. Это будет моим самым главным наставлением.
Соловьева
42. Путь создал один (себя),
в себе родил два (желание),
два породило три (действие),
а три создало мириады существ.
Всё сущее содержит в себе инь -
- глубинную, темную силу,
и проявляет ян - внешнюю, светлую силу.
Они не главенствуют одна над другой,
а равносильны и равнозначны,
создавая гармонию энергий-ци жизни.
Любое через чур - плохо.
Совершенномудрый не сторониться бедности,
его не пугает одиночество.
Он живет просто.
Потому, что малое - возрастает,
не имеющий ничего - обретает,
имеющий много - теряет.
Потеря - начало преумножения,
изобилие - начало потери.
"Культивирующий силу,
не умирает естественной смертью",
- учат предки.
Для меня это - основа учения.
Ткаченко
42. Дао рождает единое; единое рождает двух; двое
рождают третьего. Эти трое порождают все существующее. Все существующее
несет на себе инь и обнимает ян. Разливая в мире ци, все приводит к
гармонии. В Поднебесной всем ненавистны вещи, называемые "сиротство",
"вдовство", "бесталанность", но ваны и гуны только так себя и именуют. С
вещами всегда так: кто умаляется, приобретает; кто стремится приобрести,
утрачивает. Так учат люди; тому же учу и я: "сильный и отважный не умирает
своей смертью". Вот это-то и есть главное в моем учении.
Феано
42. Дао рождает одно, что, в свою очередь, два…
Два порождают же три, три - все вокруг существа.
Все существа - инь и ян носят в себе вместе с Ци,
И гармоничны во всем, как гармоничны творцы.
Ян Хин Шун
42. Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все
существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию.
Люди не любят [имена] "одинокий", "сирый", "несчастливый". Между тем гуны и ваны
этими [именами] называют себя. Поэтому вещи возвышаются, когда их принижают, и
принижаются, когда их возвышают.
Чему учат люди, тому обучаю и я: сильные и жестокие не умирают своей смертью.
Этим я руководствуюсь в своём обучении.
Глава 43.
Батонов
43. Мягчайшее из всех веществ на свете
В мгновенье ока в твеpдое пpоникнет,
Hеосязаемое, пpобеpется
Тyда, где места-то и нет.
Так познаю полезность
Умиpотвоpенного делания.
Hапеpечет на свете мyдpецов,
Кто свеpшенье постиг,
отpешась от деяний,
Поyченье -- отpешась от слов.
Борушко
43. Волна захлестнет камень.
Бесплотное не имеет преград.
Потому ценю покой,
учу без слов,
совершаю без усилий.
Вингородский
43. Предельно мягкое в Поднебесной опережает в гонке
предельно твердое в Поднебесной.
Отсутствие наличия приникает
в пространство отсутствия.
Сущность моя посредством этого знает
наличие прибыли-пользы
в осуществлении отсутствия.
Учение, не выраженное в словах,
прибыль-польза от не-осуществления, -
в Поднебесной редко1 достигают этого.
Доброхотовы
43. В Поднебесной слабые одолевают могучих
Небытие пронизывает все
Я верю, что недеяние всесильно
Нет ничего в Поднебесной
Что сравнилось бы с неизреченной мыслью
И силой недеяния
Кан
43. Слабейшее в Поднебесной обуздывает
сильнейших, и - без щели Небытие в Бытие входит. Вот откуда мне
ведома прибыльность не-влияния. В Поднебесной Учение Бессловесное
о прибыльности не-влияния мало кто постигает.
Конниси
43. Мир смирен: все люди едят и бегают над его твердынею.
Небытие поглощается беспромежуточным.
Поэтому я знаю, что бездеятельность имеет высокое достоинство.
Бессловесное учение и бездеятельность полезнее всего существующего между
небом и землей.
Кувшинов
43. Самое податливое, летя во весь опор,
способно догнать лучший в Поднебесной экипаж.
Необладающее формой
способно проникнуть и там, где нет ни единой щели.
Вот почему я вижу свою выгоду в освобождении от дел1.
Возможность знать без помощи слов,
преимущество быть свободным от дел -
мало кто в целом мире способен принять эти вещи.
Лукьянов
43. То, что в Поднебесной стало мягким, гонит то,
что в Поднебесной стало твердым.
Небытие и бытие входят в неразрывное
пространственно-временное единство27.
Вот откуда я знаю, что недеяние имеет пользу.
Обучать без слов, приносить пользу недеянием --
редко кто в Поднебесной достиг этого.
Маслов
43. Самое мягкое в Поднебесной
может одолеть самое твёрдое в Поднебесной.
То, что не имеет сущности, проникает туда,
где нет даже щели.
Потому-то я и постиг пользу недеяния.
Но учение вне слов и пользу недеяния
крайне редко встретишь в Поднебесной.
Неизвестный
43. Самое нежное, летя как стрела,
настигает любого.
Самое смутное, бесформенное
способно проникнуть и там,
где нет ни единой щели.
Оказывается, можно жить
не прячась за суетой.
Оказывается, можно знать
без помощи слов.
Но удавалось это не многим.
Полежаева
43. Уступчивое - твердость преодолевает,
А то, что не имеет вещества -
В отсутствие пространства проникает.
Мудрец, который это понимает,
Из недеянья пользу извлекает,
И знанье - из учения, не облеченного в слова.
Но в мире редко кто за истину сей принцип принимает.
Саврухин
43. Население самое податливое, для прославляющихся же без
всякого удержу -- население самое непреклонное. Никогда не
помыкающий домашними не имеет раздоров. Я именно так понимаю
преимущество непринуждения. Без указываний наставлять, никого не
заставляя, способствовать -- в империи редко поднимаются до этого.
Семененко
43. Мягчайшее под Небесами проскакивает сквозь твердейшее. Неналичие проходит в то,
что не имеет промежутка. Именно поэтому я знаю о полезности бездействия. В
Поднебесной редко кому удается овладеть учением, невыразимым в слове, и
полезностью бездействия.
Соловьева
43. Мир принимает нас такими, какие мы есть,
не стремясь что-то переделать.
Мягкость и понимание
побуждают к изменению скорее,
чем грубость и насилие.
Небытиё придает смысл бытию,
вызывая движение мириад сущностей.
Поэтому я знаю, что не-деяние -
- главная созидательная сила.
Принимая Мир во всем его многообразии,
познаешь его и вливаешься сознанием
в цикл естественных перемен,
изменяясь вместе с ним.
Не-деяние - полезнее всего существующего
между небом и землей.
Сухоруков
43. Самое мягкое в мире одолевает самое твердое. То, у чего нет бытия, проникнет и
туда, где нет щелей. Поэтому я понял пользу недеяния. Ничто в мире не сравнится
с учением без слов и с пользой от недеяния.
Ткаченко
43. Самое податливое в Поднебесной всегда подчиняет себе самое
жесткое. Это как явленное и неявленное: вступая в не имеющее промежутка,
я тем самым постигаю, в чем преимущество недеяния. Это и есть поучение без
речей: опытное постижение преимуществ недеяния. Только мало кто в
Поднебесной способен это постичь.
Феано
43. А побеждает самых сильных самый слабый.
Небытие всегда повсюду проникает.
От недеяния вся польза возникает.
А кто сравнится с молчаливым? Мудрый самый.
Ян Хин Шун
43. В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие возникает везде
и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего, что
можно было бы сравнивать с учением, не прибегающим к словам, и пользой от
недеяния.
Глава 44.
Батонов
44. Что -- слава или самость -- весомее?
Что для жизни важнее:
Сyдьба ли, металл пpезpенный?
И что больнее: потеpя? или, может,
все-таки обpетенье?
За низость -- высшyю мы платим ценy;
Копя запас, теpяем больше всех;
А вот довольномy стыдиться нечего,
Опасность не подстyпит к обyздавшемy
Свои поpывы. Пеpед ним -- жизнь вечная.
Борушко
44. Слава, жизнь - что важнее?
Жизнь, богатство - что дороже?
Прибыль, потеря - что ценнее?
Много обрел - больше потеряешь.
Крепче берег - легче растратишь.
Кто знает меру - не знает разочарований.
Кто ведает предел - не знает поражений.
Жизнь без событий - жизнь бессмертного.
Вингородский
44. Что роднее, имя или тело?
Чего больше, тела или предметов?
Что больнее, обретенье или потеря?
Вот причинность:
От сильной любви будут большие утраты.
Коль много накопишь, то много исчезнет.
Зная достаточность, не посрамишься.
Умея останавливаться, не погибнешь.
Сможешь тем самым тянуть и длить.
Доброхотовы
44. Что нужнее -- слава или жизнь ?
Что дороже -- жизнь или богатство ?
Что опаснее -- получить или потерять ?
Много сбережешь, многого и лишишься
Много скопишь, много и потеряешь
Знай меру, не будет неудач
Знай предел, не будет риска
Вот и проживешь долго
Кан
44. Что
же роднее - имя иль плоть? Что же значимее - плоть или скарб?
Что же накладнее - скупость ли, небрежение? Вот отчего: чем
более любишь - тем больше тратишь, чем больше копишь - тем большим
пренебрегаешь.. Полноту познавший не знает немилости. Самадхи
ведающий не близится к гибели. Так накопляют Вечное.
Конниси
44. Что ближе к себе: свое имя или собственное тело?
Что больше: свое тело или богатство?
Что тяжелее испытать: приобретение или потерю?
Кто увлекается, тот потерпит большой убыток.
Кто имеет много, тот может потерять больше, нежели имеющий мало.
Кто знает, чем человек должен быть довольным, тот никогда не потерпит
позора.
Кто знает границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот
будет жить долго.
Кувшинов
44. Что ближе: название или сущность?
Что дороже: сама вещь или ее цена?
Кто тревожится больше: тот, кто стремится урвать,
или тот, кто не боится потерять?
Воистину,
чем сильнее любишь, тем больше тратишь,
чем сильнее прячешь, тем больше теряешь.
Знающий меру не узнает позора,
умеющий вовремя остановиться не попадет в беду,
но сможет благодаря этому
достичь постоянного, вечного.
Лукьянов
44. Имя или тело, что роднее?
Тело или богатство, что дороже?
Обретение или утрата, что больнее?
Вот почему кто чрезмерно скуп,
непременно понесет большие убытки;
кто безмерно накапливает, непременно
потерпит немалую утрату.
Знающий меру не опозорится.
Знающий предел не подвергнется опасности.
Такие смогут быть долговечными.
Маслов
44. Что дороже - славное имя или жизнь?
Что ценнее - жизнь или богатство?
Что мучительнее - достигать или утрачивать?
Вот почему великие пристрастия
неизбежно ведут к большим потерям,
а неуёмное накопление
оборачивается огромной утратой.
Знай меру - и не придётся испытать стыд.
Умей остановиться -
и не столкнёшься с опасностями.
И сумеешь прожить долго.
Неизвестный
44. Что такое мир:
имена или вещи?
Что нам ближе:
сама вещь или ее имя?
Кто живет: тот кто стремится урвать,
или тот, кому все равно?
Похоже,
чем сильнее любишь, тем крепче держишь,
чем крепче держишь, тем вернее теряешь.
Есть на что опереться,
и беда не будет бедою,
если сможешь остановиться,
если пойдешь сквозь постоянное, вечное.
Полежаева
44. Что ближе к телу - имя или жизнь?
Что для тебя дороже - жизнь или именье?
Не правда ли, что иногда приобретенье
Труднее, чем потерю пережить?
Чем больше слава иль казна,
тем больше будет и утрата,
Чем большим чувством жизнь полна,
тем тяжелее ждет расплата.
Лишь тот, кто меру соблюдает,
Стыда и бед успешно избегает,
И жизнь свою надолго продлевает.
Саврухин
44. Известность или людей -- что любить? Людьми или вещами
-чем дорожить? О выгоде или о презрении -- о чем болеть душой? Ввиду
этого крайне жадный до мирских благ неизбежно во множестве губит.
Знающий меру не окажется в постыдном положении. Умеющий ограничить
себя не будет ставить в опасное положение, поэтому долго могут быть
в полной силе.
Семененко
44. Милее славу заиметь или живым остаться? Ценней живым остаться иль разбогатеть?
Больней приобрести или утратить? Это объясняет, как дорого приходится
расплачиваться за свою привязанность, и сколь велик убыток, приносимый
накопительством. Кто знает то, что для него является достаточным, не
подвергается бесчестью; кто ведает, когда остановиться, пребывает в безопасности
и может долго жить.
Сухоруков
44. Что ближе - слава или жизнь? Что дороже - жизнь или богатство? Что тяжелей -
иметь или терять? Вот почему кто многого хочет, тот и много тратит, кто много
копит, много и теряет. Тому, кто знает меру, не придется стыдиться, кто умеет
остановиться, не устанет. Он может прожить долго.
Соловьева
44. Спроси себя:
"Имя - это и есть Я?
Тело - это и есть Я?"
"Что дороже -
- сохранить здоровье или богатство7"
"Что тяжелее достается -
- приобретение или потеря?"
Ответ прост:
"Кто увлекается приобретением
и привязывается к приобретенному,
тот больше теряет.
Кто имеет много,
может потерять больше,
нежели имеющий мало.
Кто знает меру,
избежит неудачи и никогда не потерпит позора.
Кто знает свои возможности,
не подвергнется опасности".
Это - гарантия долголетия и благополучия.
Ткаченко
44. Подумаем, что дороже --
слава или здоровье? Что важнее -- душевное здоровье или вещи? Что хуже --
обрести жизнь или погибнуть? Поэтому-то и говорится: "Если что-то слишком
любишь, трудно с этим расстаться; если много скопил, много и пропадет!" Не
узнает же позора тот, кто умеет довольствоваться малым; и кто знает, когда
остановиться, раньше времени не умрет. Только так и можно достичь
долголетия.
Феано
44. Что лучше слава или жизнь? Или богатство?
Что тяжелее пережить: потерю царства
Иль обретение его? Какая мысль…
Кто знает свойства, существо - тот знает Жизнь.
Ян Хин Шун
44. Что ближе - слава или жизнь? Что дороже - жизнь или богатство? Что тяжелее
пережить - приобретение или потерю? Кто много сберегает, тот понесёт большие
потери. Кто много накапливает, тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у
того не будет неудачи. Кто знает предел, тот не будет подвергаться опасности. Он
может стать долговечным.
|
| |