•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью
|
|
Библиотека Дао дэ цзин
Главы Дао дэ цзин
Главы 45 - 48.
Глава 45.
Батонов
45. В высшей степени совеpшенное
неказистым кажется --
Hо не слабнет, сколько ни пользyйся.
А заполненное до кpаев --
как бyдто опyстошенное,
Бyдто вычеpпанное до дна,
Hо... безмеpна его глyбина.
Как стpела, пpямое пеpекошенным видится,
Да не пpосто, а до непpиличия.
Мастеpство пpечyдное --
нескладным выглядит,
Речь изящная -- косноязычием.
Если двигаться, не yбоишься холода.
Hеподвижномy -- не стpашна жаpа.
Если сеpдце мyдpое -- миpное, да чистое,
То и миp yпоpядочить -- дело не хитpое.
Борушко
45. Полное совершенство выглядит, как изъян.
Невозможно исправить.
Крайняя полнота похожа на полную пустоту.
Нельзя исчерпать.
Великая прямота действует исподволь.
Великий ум облекается в простодушие.
Великая речь нисходит, как заблуждение.
Шагай - победишь холод.
Бездействуй - преодолеешь зной.
Покой создает согласие в Поднебесной.
Вингородский
45. Великая завершенность отражает изъяны.
В своем применении неразрушима.
Великая полнота отражает срединность.
В своем применении неистощима.
Великая прямота отражает кривизну.
Великая смекалка отражает глупость.
Великое красноречие отражает бормотанье.
Подвижность побеждает холод.
Покой побеждает жар.
Чистота и покой осуществляют коррекцию
Нисхождения Небес.
Доброхотовы
45. Высшее совершенство кажется ущербностью
Но неотразимо
Высшая полнота кажется пустой
Но неисчерпаема
Великая прямота кажется кривизной
Великое остроумие кажется глупостью
Великий оратор кажестся заикой
Холод побеждают ходьбой, жару неподвижностью
Покой -- основа порядка в мире
Кан
45. Великое Совершенство подобно ущербности. В применении же -
безупречно. Великая Прибыль подобна опустошению. В применении же
- неиссякаема. Великая Прямизна подобна скривлённости. Великое
Мастерство подобно беспомощности. Великое Красноречие подобно
косноязычью. Беспокойством одолевается хладность. Покоем - горячность.
Недвижностью и Прозрачностью выправляется Поднебесная.
Конниси
45. Великое совершенство похоже на несовершенство, но оно неистощимо (хотя
беспрестанно употребляется).
Великая полнота похожа на пустоту, но польза ее неизмерима.
Великая прямота кажется непрямой.
Великий мастер кажется тупым.
Великий оратор кажется заикающимся.
Когда беготня преодолевает (тишину), то бывает холодно; когда тишина
преодолевает беготню, то бывает тепло.
Полная тишина есть пример всего мира.
Кувшинов
45. Великое достижение не лучше увечья,
ведь его нужно все время тренировать,
чтоб оно не испортилось.
Великая прибыль не лучше убытка,
ведь ее нужно все время поддерживать,
чтоб она не иссякла.
Великая правда не лучше лжи,
великое мастерство не лучше неумения,
великая речь не лучше заикания.
Пылкое и горячее побеждает холодное и неподвижное,
тишина и покой побеждают жар.
Сознание ясное и невозмутимое -
вот лучшая вещь в Поднебесной.
Лукьянов
45. Великое совершенство подобно несовершенству,
они действуют неустанно.
Великая полнота подобна пустоте, они действуют неистощимо.
Великая прямота подобна кривизне.
Великая искусность подобна неискусности.
Великое красноречие подобно косноязычию.
Движение побеждает холод, покой побеждает жару.
Чистота и покой образуют прямизну Поднебесной.
Маслов
45. Великое совершенство кажется ущербным,
но в использовании неистощимо.
Великая наполненность кажется пустой,
но в использовании бесконечна.
Великая прямизна кажется изогнутой.
Великое мастерство кажется грубым.
Великое красноречие кажется косноязычным.
Покой побеждает движение,
а холод одолевает жару.
Лишь тот, кто умиротворён и спокоен,
способен править Поднебесной.
Неизвестный
45. Большое достижение
похоже на увечье -
его нужно все время превосходить,
чтобы оно не поглотило тебя.
Большая прибыль
похожа на долг,
нужно постоянно работать,
чтобы держаться на уровне.
Чистая правда не лучше лжи.
Совершенное мастерство не лучше неумения.
Острая речь не лучше заикания.
Живое и горячее побеждает
холодное и неподвижное,
Тихое и спокойное побеждают
страстное и беспощадное.
Чистое, первозданное сознание -
чудеснейшая вещь во Вселенной.
Полежаева
45. Лик совершенства безупречного в пределе кажется порочным.
Смыкается в пределе с пустотой неисчерпаемая полнота.
Великое искусство кажется неловким и непрочным.
Невнятна речь, что быть стремится максимально точной,
И в парадоксах - истины великой красота.
Известно, что движенье холод побеждает,
А лишний жар покоем усмиряют.
Когда нам мир запутанную и волнующую тайну предлагает,
Спокойствие и ясность мысли пониманию способствуют всегда.
Саврухин
45. Вступивший в пору зрелости кажется незначительным, но
если только не будут доводить до изнеможения. Полностью набравшийся
сил кажется согласным, по если только не припрут к стене. Совершенно
прямодушный кажется упрямым. Совершенное мастерство кажется
примитивным. Совершенный оратор кажется медлительным в речи.
Охлаждение побеждают деятельностью. Лихорадочность одолевают
спокойствием. Скромность и чистота считаются всеми людьми
безупречными.
Семененко
45. Верх совершенства кажется изъяном, но польза от него не умаляется; верх полноты
напоминает пустоту, но польза от нее не иссякает. Верх прямоты походит на
извилистость, верх мастерства напоминает неуклюжесть, верх красноречия
уподобляется косноязычию. Поспешность преодолевает холод, покой одолевает жар.
Покой, невозмутимость - главное в Поднебесной.
Соловьева
45. Нравственные - не считают себя таковыми,
Потому обладают высокой нравственностью.
Те же, что пекутся о своей нравственности,
и кичатся ею - безнравственны.
Люди высокой нравственности,
пребывают в не-деянии,
созерцая совершенство мира.
Безнравственные же люди деятельны,
в стремлении изменить мир.
Милосердные люди многое делают,
но не напоказ и не ждут благодарности.
Справедливые люди действуют
для достижения цели.
Религиозные люди так стремятся к Высшему,
что готовы всех принудить к почтению.
Теряя Путь, обращаются к нравственности;
утратив нравственность,
вспоминают милосердие;
забыв милосердие, заявляют о справедливости;
оставив справедливость,
проявляют почтительность.
Почтительность же уничтожает верность
слову, оставляя лишь лицемерие.
Тогда и начинается всякого рода смута.
Совершенномудрый придерживается основного,
а не второстепенного.
Он действует в согласии с движением Пути,
а не в угоду существующим законам.
Сухоруков
45. Великое совершенство похоже на изъян, а в применении - безупречно. Великая
полнота похожа на ущерб, а в применении - неисчерпаема. Великая прямота похожа
на кривизну. Великое мастерство похоже на неумение. Великое красноречие похоже
на косноязычие. Движение побеждает холод. Покой побеждает жару. Тишина и покой -
основа Поднебесной.
Ткаченко
45. Великая завершенность подобна некой
ущербности, но в использовании ни в чем не обнаруживает недостатка. Великая
наполненность подобна некой развитости, но в применении оказывается
неисчерпаемой. В великой прямоте как бы некая кривизна, великое
мастерство кажется неумением, великое красноречие -- косноязычием. Тот,
кто движется, одолевает холод; кто остается неподвижным, одолевает жару.
Чисто-прохладный, неподвижно-спокойный, такой может послужить образцом для
всей Поднебесной!
Феано
45. Кто отличит всесовершенство от простого?
Однако действие его не отменить.
И остроумие великое не скрыть,
Хотя и глупостью звучит в ушах иного.
И полнота, коль велика, на пустоту
Бывает все-таки похожа, но деянья
Ее превыше всяких сил и пониманья.
Нет невозможного спокойному Уму.
Ян Хин Шун
45. Великое совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может
быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо.
Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость;
великий оратор похож на заику.
Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в
мире.
Глава 46.
Батонов
46. Когда Пyть пpавит миpом,
То лошади пpистяжные yдобpяют поля.
Hо если не пpавит, то в паpках, игpая,
Боевые кони пасyтся.
Hет гpеха тяжелее, чем зависть pазжечь,
А пpедаться yнынию --
пагyбы нет тяжелее.
Вожделеющей алчности --
Знаменья yжаснее нет.
Hо познай лишь единожды
Удовольствия pадость,
И вовек не pасстанешься с ней.
Борушко
46. В стране, открытой для Дао,
лошади удобряют пашни.
В стране, закрытой для Дао,
кони мчатся в боевых колесницах
за городской чертой.
Страсть не беда,
когда знаешь границу.
Покупка не опасна,
пока бесстрастна.
Потому говорю:
Кто уверен, что имеет вполне, -
имеет полной мерой.
Вингородский
46. При наличии Пути в Поднебесной и
скаковых жеребцов отправляют для
унавоживания полей.
При отсутствии Пути в Поднебесной и кобылы,
обряженные в боевую упряжь,
живут в предместьях.
Нет большего преступления,
чем попустительствовать стремлениям.
Нет большей беды,
чем неосознание достаточности.
Нет большей проблемы,
чем стремление обрести.
Причинность:
Осознание достаточности достаточного -
это постоянная достаточность.
Доброхотовы
46. Есть ДАО в стране -- рабочий скот утучняет поля
Нет ДАО в стране -- боевые кони пасутся в хлебах
Нет большей беды, чем неограниченные страсти
Нет большей опасности, чем жажда богатства
Кто умеет ценить то, что есть, всегда доволен
Кан
46. Когда в Поднебесной явлен Дао, кони - не под седлом, а унавоживают
поля. Когда же не явлен Дао - в угодьях растят скакунов. Из бед
тягчайшая - неведенье Полноты. Из недугов тягчайший - страсть к
накоплению. Оттого полноту Полноты ведающий неизбывно
наполнен.
Конниси
46. Когда во всем мире соблюдается Тао, то быстрые кони забудутся и вся нива
будет обрабатываться.
Когда на всей земле не соблюдается Тао, то военные кони будут расти в
окрестностях города.
Нет греха тяжелее страстей.
Нет беды тяжелее незнания удовлетворения.
Нет преступления тяжелее жадного хотения приобрести много.
Вот почему знающий меру бывает доволен своим положением.
Кувшинов
46. Когда Поднебесная следует Дао,
она не покидает своих границ
и использует коней для обработки своих угодий.
Когда Поднебесная утрачивает связь с Дао,
боевые кони появляются на ее окраинах.
Ничто не наносит такого вреда,
как неумение довольствоваться тем, что имеешь.
Ничто так не губит, как стремление умножать.
Воистину,
довольствуясь тем, что имеешь, достигнешь основы,
которая неисчерпаема!
Лукьянов
46. Не выходя за дверь, познаю Поднебесную.
Не выглядывая в окно, вижу небесное Дао.
Чем дальше идешь, тем меньше знаешь.
Вот почему совершенномудрый человек не ходит, а познает;
не смотрит, но именует; не деяет, но создает.
Маслов
46. Когда Поднебесная следует Дао,
боевых лошадей отправляют унавоживать поля.
Когда Поднебесная не следует Дао,
боевых лошадей приводят к городским стенам.
Нет большей беды, чем не знать меры.
Нет большего зла, чем быть в плену у желаний.
Поэтому, познавший меру в мере,
неизменно хранит её.
Неизвестный
46. Если следуешь Дао,
тебе ничего не надо,
а то, что приходит само,
идет тебе на пользу.
Утрачиваешь связь с Дао,
и тебе всего не хватает,
а то, что получаешь с таким трудом,
идет тебе во вред.
Научись пользоваться тем, что имеешь,
оставь стремление умножать.
И вот,
живя с тем, что имеешь,
достигнешь того, чего не достать!
Полежаева
46. Если Дао внедрять в государстве стремятся -
Мирно кони навозом поля удобряют.
Если Дао в душе и в стране забывают -
Скакуны боевые по улицам мчатся.
Безграничные страсти опаснее бедствий стихийных,
Жажда больше иметь разрушительней всякой потери,
Хуже бури в желаньях не знающий меры.
Вечно счастлив лишь тот, кто не ищет доход
Сверх потребностей необходимых.
Саврухин
46. В империи живут по общинным правилам -- скаковые лошади
принимаются за непригодное. В империи не считаются с законом
сохранения жизни -- боевые кони кормятся на угодьях. Нет большего
бедствия, чем ненасытность, нет большего недуга, чем страсть к
завоеваниям. Поэтому знающий меру достатка удовлетворяется обычным.
Семененко
46. Когда Дао в Поднебесной есть, то скакунов отводят унавоживать поля; когда Дао в
Поднебесной нет, то боевых коней растят в походах. Нет худшего несчастья, чем
незнание того, что для тебя является достаточным; нет тяжелее бедствия, чем
страсть к приобретению. Когда же ведают о том, что то, чего достаточно, является
достаточным, находятся в незыблемом достатке.
Соловьева
46. Когда в Мире действуют согласно Пути,
то спокойно занимаются насущными делами.
Когда в Мире забывают Путь,
то начинается игра страстей.
Нет большего несчастья,
чем упоение страстью.
Нет большей беды,
чем не знать меры.
Нет большего преступления,
чем страстное желание обладать.
Только знающий меру,
доволен собой и тем, что имеет.
Потому может быть счастлив.
Сухоруков
46. Когда Поднебесная следует Пути - коней отправляют унавоживать поля. Когда
Поднебесная не следует Пути - боевые кони пасутся в предместьях. Нет пущей беды,
чем не знать меры. Нет пущего зла, чем любостяжание. Поэтому умеющий
довольствоваться в меру всегда доволен.
Ткаченко
46. Когда в Поднебесной есть дао, боевых коней
отпускают удобрять поля; когда в Поднебесной нет дао, кобылы варваров
жеребятся в столичных предместьях. Нет большего преступления, чем давать
волю своим страстям, и нет большей беды, чем не знать ни в чем меры. Нет
такой напасти, которая не приходила бы через страсть к приобретению. И
только знание достаточности достаточного ведет к постоянному
достатку.
Феано
46. Где мудрый правит, колосятся там поля.
Где пониманья Дао нет - идет война.
Ян Хин Шун
46. Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю; когда в стране
отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях. Нет большего несчастья, чем
незнание границы своей страсти, и нет большей опасности, чем стремление к
приобретению [богатств]. Поэтому, кто умеет удовлетворяться, всегда доволен
[своей жизнью].
Глава 47.
Батонов
47. Миp можно познать,
Дома не покидая.
Пyть можно yзpеть,
Hе выглядывая в окно.
Уходя все дальше и дальше,
Знание только yтpатишь.
Вот почемy человек Пpемyдpый
Hикyда не ходит, но знает.
Hикyда не глядит, но видит.
Бездействyя, делает все.
Борушко
47. Оставь порог дома -
вместо мира увидишь рисунок.
Выгляни в окно -
вместо неба найдешь синеву.
Дальше зайдешь -
меньше останется.
Меньше останется -
ближе конец.
Мудрый не размышляет, он постигает.
Не любуется, он видит.
Не совершает, он творит.
Вингородский
47. Не выходя в двери,
осознаешь Нисхождение Небес.
Не выглядывая в окна,
видишь небесный Путь.
Чем дальше ты выходишь,
тем меньше ты осознаешь.
Это дает:
Человек мудрости, не движется, а осознает.
Не видит, а именует1.
Не осуществляет, а совершает.
Кан
47. Не выходя за порог - познаёшь Поднебесную.
Не вглядываясь в окно - постигаешь Небесное Дао. Чем дальше выходишь
- тем меньше ведаешь. Вот отчего постигший не странствуя - ведает,
не вглядываясь - различает, не влияя - свершает.
Доброхотовы
47. Можно не выходить со двора
А мир постигнуть
Можно из окна не выглядывать
А вмдеть подлинное ДАО
Далеко уйдешь, мало узнаешь
Мудрый не странствует, а все знает
Не смотрит, а все понимает
Бездействует, а всего достигает
Конниси
47. Не выходя из дома, (мудрецы) знают, что делается на свете.
Не глядя в окно, они видят Небесное Тао.
Чем больше удаляешься от дома, тем меньше знаешь
Поэтому, святые (мудрецы) достигают знания, не выходя никуда; не видя
предмета, они знают название его.
Не делая ничего, они совершают много.
Кувшинов
47. Не выходя со двора, знает, что в мире творится.
Не выглядывая в окно, видит путь Неба.
Он уходит все дальше и дальше,
его познания - все меньше и меньше.
Вот почему мудрый
знает то, до чего не доехать, не дойти.
Он может говорить о том, что не видно простому глазу,
он действует ненамеренно и потому достигает успеха.
Лукьянов
47. Не выходя за дверь, познаю Поднебесную.
Не выглядывая в окно, вижу небесное Дао.
Чем дальше идешь, тем меньше знаешь.
Вот почему совершенномудрый человек не ходит, а познает;
не смотрит, но именует; не деяет, но создает.
Маслов
47. Не выходя со двора, можно познать весь мир.
Не выглядывая в окно, можно узреть Путь Неба.
Чем дальше идёшь - тем меньше узнаёшь.
Поэтому мудрецы познавали,
никуда не отправляясь;
постигали, не видя;
свершали, не действуя.
Неизвестный
47. Сидеть на крылечке у дома
и знать, что творится в мире.
Сквозь тяжелые шторы
видеть движение Звезд.
Чем дальше уходишь,
тем меньше приходится знать.
Но постепенно узнаешь то,
чего не встретишь ни в одном путешествии.
Но постепенно увидишь то,
что обычно проходит мимо.
И каждый успех,
придет как будто случайно.
Полежаева
47. Чтоб мир познать - не надо далеко ходить.
Кто дальше ходит - меньше знает.
Мудрец, не глядя из окна, Путь Неба постигает,
Ему не нужно внешность видеть,
чтобы правильное имя находить.
Он в недеянии необходимое свершает.
Саврухин
47. Не выходя из семьи, узнают о всех людях. Не выглядывая в
окно, чувствуют погоду. Чем выезжают все дальше, тем знакомых все
меньше. Вот почему совершенный человек не разъезжает повсюду, но
признан, не занимает постов, но известен, не правит, но обретает
добрую славу.
Семененко
47. Знают Поднебесную, не выходя за дверь, и видят Дао Неба, не подглядывая из окна.
Чем далее уходят, тем меньше знают. Именно поэтому Премудрый человек не делает
ни шагу, а все знает, он прозревает в то, чего не видит, и добивается успеха,
находясь в бездействии.
Соловьева
47. Не выходя из дома,
можно познать мир.
Не глядя в окно,
можно увидеть истинный смысл сущего.
Научиться можно везде и у каждого,
если хочешь и умеешь.
Зачем же тогда суетиться?
Совершенномудрый никуда не ходит,
но познает сокровенное,
анализируя и сопоставляя обыденное.
Не рассматривает пристально,
а знает предназначение всего.
Не делает ничего особенного,
но совершает многое.
Сухоруков
47. Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно увидеть путь
Неба. Чем дальше уйдешь - тем меньше узнаешь. Поэтому мудрец не ходит - а знает,
не показывается - а обретает славу, не действует - а достигает совершенства.
Ткаченко
47. Поднебесную можно познать не выходя со двора,
не выглядывая в окно. Нужно просто увидеть небесный путь. Его исток
бесконечно далек, но знание о нем бесконечно просто. Так что мудрец познает,
ничем не занимаясь; видит, ни на что не глядя; совершает, ничего не
делая.
Феано
47. Не выходя из дома можно мир познать.
И сквозь оконце Дао все вокруг понять.
Чем дольше путь, тем меньше проку тем, кто ходит.
А мудрый - в сердце все что надо и находит…
Ян Хин Шун
47. Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть
естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому
совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их
[сущность]. Не действуя, он добивается успеха.
Глава 48.
Батонов
48. В yченье пpиpастает ежедневно знание,
Hо Пyть потеpей каждодневной обpетаем.
Теpяем то, теpяем это до тех поp,
Пока к желанномy покою не пpидем.
Все свеpшается само собой, без yсилия.
Hе деpжись за миp, отпyсти --
и он бyдет твоим.
А пытаясь и домогаясь, добьешься лишь,
Что всецело тобой овладеет миp.
Борушко
48. Следуешь учителю - обретаешь.
Следуешь Дао - избавляешься.
Избавился - пришел к бездействию.
Ничего не делаешь -
ничего не остается несделанным.
Миром управляет простота.
Простота родится из бездействия.
Вмешательство - залог беспорядка.
Вингородский
48. Осуществляя учение,
ежедневно прибавляют.
Осуществляя Путь,
ежедневно убавляют.
Убавляя еще и от убавления,
достигают отсутствия осуществления.
В отсутствии осуществления отсутствует
не-осуществленное.
Овладевая нисхождением Небес,
будь постоянно в отсутствии ситуаций.
Когда же возникает состояние наличия ситуаций,
этого недостаточно для овладения
Нисхождением Небес.
Доброхотовы
48. Учась, день за днем прибавляешь знаний
Служа ДАО, день за днем избавляешься от желаний
Непрерывно избавляясь , достигаешь недеяния
Чего не сделает недеяние ?
В недеянии овладевают Поднебесной
Действуя, Поднебесной не овладеешь
Кан
48. Повседневное овладение "Знанием"* - прибыльно. Повседневное
постижение Дао - убыточно. Убыточнейшее Убыточное - Глубочайшее
Не-влияние. Поднебесная покоряется неизменному Не-воздействию.
Прибегая к воздействию - не овладеть Поднебесною.
Конниси
48. Учение прибавляется со дня на день, но Тао теряется со дня на день.
Эта потеря увеличится и дойдет до желания неделания.
Когда человек дойдет до неделания, то нет того, чего бы не было сделано.
Если в мире все в порядке, то следует завладеть им, но если нет, то не
следует.
Кувшинов
48. Кто следует наставлениям ученых мужей,
что ни день, обретает.
Кто внимает голосу Дао,
что ни день, лишь теряет.
Теряя то, что можно потерять,
ты утрачиваешь необходимость что-либо совершать.
Свободный от дел, свободен и от безделья.
Владея всем миром, ты навсегда
свободен от необходимости заниматься делами.
Тот, кто занят своими делами,
не может владеть всем миром.
Лукьянов
48. Кто посвящает себя учебе, с каждым днем прибавляет.
Кто посвящает себя Дао, с каждым днем уменьшает.
Уменьшает и уменьшает до тех пор, пока не достигнет
недеяния: недеяния и не недеяния.
Чтобы овладеть Поднебесной, постоянно осуществляй неслужение
(бездействие).
А кто прибегнет к службе (делам), тому не достанет того,
чтобы овладеть Поднебесной.
Маслов
48. Следуя учению, день ото дня обретают.
Следуя Дао, день ото дня теряют.
Теряя и вновь теряя, достигают недеяния.
В недеянии нет того,
что не вершилось бы само собой.
Не свершая дел,
неизменно овладевают Поднебесной.
Лишь предашься делам -
как станешь недостоин овладеть Поднебесной.
Неизвестный
48. Кто поступает как Взрослый,
тот, что ни день, обретает.
Кто подчиняется Дао,
тот, что ни день, лишь теряет.
Теряет то, что должно быть потеряно.
Не делает то, что будет разрушено.
Свободен поступать, как придется.
Получает весь мир,
не загроможденный делами.
В душе, забитой делами,
нет места свободному миру.
Полежаева
48. Кто учится - тот знания запас приобретает.
Кто Дао следует, осознанное каждый день теряет,
Пока необходимость в действии не начинает исчезать -
Так мудрый недеянья достигает.
А истинное недеянье ничего несделанным не оставляет.
Бездействующий - ненавязчиво мир внешний побеждает,
Но без толку пытаться миру свою волю навязать.
Саврухин
48. Ежели поучает, то (гнев) прибывает, ежели объясняет, то
(гнев) убывает. Убывает и еще более убывает, вплоть до того, что
никого не нужно заставлять. Никого не заставляют, но нет никого, кто
бы не трудился. Успешно ведут всех людей, обычно никого не понуждая.
В том случае, если кто-либо понуждает, не годится для того, чтобы
вести всех людей.
Семененко
48. Когда учатся, имеют каждый день прибыток, а занимаясь Дао, ежедневно терпят
умаление. Умаление следует за умалением, и так доходят до бездействия. Но в
состоянии бездействия непременно действуют. Поднебесную берут незыблемо
посредством недеяния. А кто при помощи деяний собирается взять Поднебесную, тому
для этого их никогда не хватит.
Соловьева
48. Учащийся
день ото дня увеличивает свое Знание.
Совершенно/мудрый
день ото дня тратит знания,
приобретая опыт.
С приобретением опыта,
необходимость Знания слабеет
и приходит понимание пользы не-деяния.
Созерцая, он проникает в глубину мироздания,
и тогда для него нет ничего невозможного.
Он созидает силой мысли то,
что невозможно сделать никак иначе.
Овладение Миром всегда осуществляется
посредством не-деяния.
Сухоруков
48. Отдавшись учению, что ни день обретают. Следуя Пути, что ни день теряют. А теряя
все больше и больше, доходят до недеяния: не действуют - и все совершается.
Поднебесной всегда овладевают посредством недеяния - тот, кто действует, не
сможет овладеть Поднебесной.
Ткаченко
48. Кто занят учением, что ни день приобретает; кто
займется дао, будет что ни день терять. Так, от потери к потере, достигается
полное недеяние. При полном недеянии ничто не остается невыполненным.
Если кто задумает овладеть Поднебесной, ему нужно навсегда отказаться от
всяких дел. Потому что, занявшись делами, он никогда не найдет времени для
приобретения Поднебесной.
Феано
48. Кто учится, тот с каждым днем растет,
И потому владеть вселенной не сумеет.
Кто Дао служит, уменьшается, живет,
И в недеянии всесильном все имеет.
Ян Хин Шун
48. Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит дао, изо дня
в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до
недеяния. Нет ничего такого, что бы не делало недеяние. Поэтому овладение
Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в
состоянии овладеть Поднебесной.
|
| |