•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью




Библиотека Дао дэ цзин


Главы Дао дэ цзин


Главы 49 - 52.

Глава 49.

Батонов

49. Ум Пpемyдpого независим,
Hо к чаяньям люда чyток:
"Злых и добpых не pазделяя,
Я pасположен к добpy,
Ибо Благость есть сила добpая.
Hе выделяя честных и лживых,
Чистой совести я стоpонник.
Ибо Благость непpаведна не бывает".

Посемy человек Пpемyдpый
Взиpает на миp без пpистpастья.
Hикого не сyдит, не делит. Hо всякий
Его словy и жестy внемлет.
Ибо чист его взоp и слyх, как y дитяти.

Борушко

49. Мудрый бессердечен.
В нем бьются сердца тысячи тысяч.
Несу добро добрым.
Несу добро злым.
Нести следует одно:
добродетель.
Доверяю доверчивым.
Доверяю подозрительным.
Верить следует в одно -
в доверие.
Мудрый - застенчив, спокоен, одинок,
словно ребенок.
Мудрый - зеркало для людей,
их единое отражение.

Вингородский

49. В сердце-сознании человека мудрости -
постоянство отсутствия.
Способен осуществлять сердцем-сознанием
сердца-сознания ста родов1.
С совершенствующимися сущность моя
совершенствуется.
С несовершенствующимися сущность моя
тоже совершенствуется.
Это Потенция совершенствования.
С верующими сущность моя верует.
С неверующими сущность моя тоже верует.
Это Потенция веры.
Человек мудрости в пространстве Нисхождения Небес
воспринимает-впитывает,
осуществляя Нисхождение Небес
в завихрении своего сердца-сознания.
Сто родов всегда направляют внимание
в свои уши и глаза.
Человек мудрости всегда ограждается2 от этого.

Доброхотовы

49. У мудрого своего разума нет
Разум его -- разум всего народа
К добрым я добр и к недобрым добр
Так вот и учатся доброте
Честным я верен и нечестным верен
Так вот и учатся честности
Мудрый живет себе тихо,
Собирая в душе мнения народа
Народ ему как родные дети

Кан

49. У постигшего нет неизменного сердца.
Сердце его - из сердец простолюдья.
Благ я к благому
и благ к не-благому.
Дэ есть Благо.
Доверяющему доверяюсь -
доверяюсь и недоверяющему.
Дэ есть Доверие.
Постигший живёт Поднебесною.
Сердца лебезящих пред власть имущими
Её замутняют.
Постигший относится к ним
как к детям.

Конниси

49. Святые люди не имеют определенного (чувства), ибо они принимают чувство простолюдина, как свое.
Добрых людей я принимаю уже по тому одному, что они добры. Злых принимаю как добрых.
Искренним людям я верю; также и верю неискренним, ибо в этом и состоит верх искренности.
Когда святые живут на земле, то они просты и тихи; они питают ко всем одинаковое чувство.
Для (блага) мира они делают свои сердца темными. Простые люди будут смотреть на них (как на своих учителей) и будут слушать сказание о их делах.
Святые смотрят на народ как на младенца.

Кувшинов

49. Сердце мудрого свободно от неизменности,
и вместе с тем оно - то же самое, что и у всех людей.
Тот, кто добр ко мне, делает хорошее дело;
тот, кто недобр ко мне - тоже поступает хорошо,
ведь он помогает мне стать лучше.
Я верю тому, кто искренен со мной;
тому, кто неискренен, я верю тоже,
ведь только так и можно самому быть искренним.
Мудрый живет в Поднебесной,
льстецы, чьи сердца подобны сточной канаве,
также живут здесь;
и все люди имеют глаза и уши, чтобы видеть и слышать,
но только мудрый внимает всему, как дитя.

Лукьянов

49. Совершенномудрый человек не имеет обычного сердца
и сердца ста родов человеческих делает [своим] сердцем.
Кто добр, я к тому отношусь с добром.
Кто не добр, я к тому также отношусь с добром.
В этом проявляется доброта Дэ.
Кто доверяет, я к тому отношусь с доверием.
Кто не доверяет, я к тому также отношусь с доверием.
В этом проявляется доверие Дэ.
Когда совершенномудрые люди находятся в Поднебесной, [они]
ради Поднебесной вдыхают хаос своим сердцем,
и все совершенномудрые люди становятся ее детьми.

Маслов

49. Мудрец не имеет постоянного сердца.
Его сердце - сердце людей.
Для добрых я добр.
Для недобрых я тоже добр.
И так достигаю добра.
Искренним я верю.
Неискренним я верю тоже.
И так достигаю искренности.
Мудрец, правя в Поднебесной,
делает своё сердце безыскусным
и приводит его в согласие с Поднебесной.
Люди внемлют ему слухом и взором.
Он же смотрит на них как на своих детей.

Неизвестный

49. Сердце может
быть нежным, открытым,
но оно то же самое, что дается любому.
Я люблю, когда все хорошо,
но и зло - хорошее дело.
Оно помогает мне двигаться дальше.
Я верю, тем, кто близок ко мне,
но и чужие говорят правду.
Это еще одна правда в этом мире.
Я живу в этом мире,
но и все остальные не менее реальны.
Все люди получают поровну,
но все они выбирают себя.
И только следуя Дао,
станешь открытым и чистым,
увидишь Мир, как дитя.

Полежаева

49. У мудрого в душе характеристик неизменных не найдется -
Обогащает душу он в общении со всеми, с кем соприкоснется.
Он добрых неизменно добротой встречает
На зло он тоже добротою отвечает -
Так совершенствует в себе он доброту.
Тем, кто доверия заслуживает, верит он,
Но и неискренних встречает он доверием -
Так совершенствует души он чистоту.
Из душ людских он драгоценности и мусор собирает,
Добро и зло не разделяя.
Он как ребенок мир воспринимает,
Не осуждая и не выбирая,
Все вместе в своем сердце в Дэ переплавляет.

Саврухин

49. Совершенный человек не имеет обычных устремлений, поэтому устремления простого народа делает сердцевиной. Удачный (год) мы бережно расходуем, неблагоприятный (год) -- мы также бережно расходуем. Помогаем дружески. Сезон подъема воды -- мы набираем ее, нет подъема воды -- мы все же отпускаем ее. Помогаем на самом деле. Совершенный человек, обитая среди людей, становится наседкой всем людям. Содержа в себе их устремления, совершенный человек ко всем относится, как к своим детям.

Семененко

49. Премудрый человек не ведает незыблемости сердца. Сердцем для него являются сердца простых людей. С добрыми я добр, но и с недобрыми я тоже добр. К добру приводит добродетель. Кто честен, тем я доверяю, но и нечестным я тоже доверяю. К честности приводит добродетель. Премудрый человек под Небесами беспристрастен и ради Поднебесной мутит свое сердце. При нем все по-детски улыбаются.

Соловьева

49. Совершенномудрый
созидает в себе культуру чувств,
сохраняя внутреннюю тишину и спокойствие.
Чутко воспринимает чувства окружающих,
ибо свободен от предвзятости своих чувств.
С добрыми он добр, но и со злыми также добр.
Сила - не зла,
ибо преисполнена любви.
Он искренен со всеми, и верит каждому,
честному и бесчестному.
Сила - не знает лжи,
ибо преисполнена понимания.
Люди придают большее значение тому,
что они видят и как это понимают,
нарушая глубинное равновесие чувств.
Выплескивая бурю эмоций,
они теряют любовь и доверие.
Поэтому так необходима культура чувств,
внутренняя чистота и покой.

Ткаченко

49. У мудреца нет собственных идей, он использует в качестве
таковых мысли простонародья. Я благорасположен к тому, что
заслуживает благорасположения, но также благорасположен в к тому,
что такого благорасположения не заслуживает, ибо ценно само
благорасположение. Я верю тому, чему следует верить, а также и тому,
чему верить не стоит, ибо ценно само доверие. Мудрец ведь в
Поднебесной будто чокнутый, ради Поднебесной подвинувшийся умом.
Люди идут к нему за советом, а он встречает всех младенческой
улыбкой.

Феано

49. Совершенномудрый разницы не знает.
Все сердца людей в своем всегда хранит.
Добрым, злым и всем иным добро творит,
Словно мать детей всех любит, всех питает.

Ян Хин Шун

49. Совершенномудрый не имеет постоянного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Таким образом и воспитывается добродетель. Искренним я верен и неискренним также верен. Таким образом и воспитывается искренность.
     Совершенномудрый живет в мире спокойно и в своем сердце собирает мнения народа. Он смотрит на народ, как на своих детей.

Глава 50.

Батонов

50. Поведать вам хочy о pасставанья с жизнью
И входе в миp иной: Живое тело
Слагается из нескольких частей --
тpинадцать их всего.
И столько же y меpтвеца. Тpинадцать поp,
Чеpез котоpые способна смеpть пpоникнyть
И выйти жизнь. Стpоение такое, спpосим,
К чемy y человека? Дело в том,
Что жизнь его невежественна слишком.

Hо слышал я, что человек Пpемyдpый,
Котоpомy кpатчайший пyть к покою ведом,
Сквозь чащy пpобиpаясь, тваpи хищной
Hе встpетит ни одной. В пылy сpаженья
Для вpажьего клинка неyязвимым бyдет.
Схватить его не могyт когти тигpа,
И носоpог пpоткнyть его не в силах,
А сабля или дpотик -- и подавно.
Воистинy в нем не осталось места смеpти.

Борушко

50. Меж рождением и смертью
Из десятерых -
трое стремятся к жизни,
трое к вечности,
трое просто живут и умирают.
Отчего так?
Оттого что привязаны к переменам.
Значит, движутся к смерти.
Слыхал еще про одного.
Свободный от уз,
идет без страха навстречу тигру, носорогу,
навстречу врагу.
Носорогу некуда вонзить рог,
тигру - когти,
врагу - клинок.
Отчего так?
Оттого что в себе не оставил места для смерти.

Вингородский

50. Выход - рождение.
Вход - смерть.
Попутчиков рождения -
на десять есть три.
Попутчиков смерти -
на десять есть три.
Людей, рождающих движение,
ведущее в землю смерти,
тоже - на десять есть три.
И какова же причинность?
Это мощность порождения порождающего.
Так, внимающий совершенствованию
накопления порождающего, он,
двигаясь по суше не встретит
носорога и тигра.
Войдя в войско,он не столкнется с
вооруженным воином.
Для носорога отсутствует место, куда приложить
свой рог.
Для тигра отсутствует место, куда применить
свои когти.
Для воина отсутствует место, куда вонзить
свой клинок.
И какова же причинность:
Из-за отсутствия в нем земли смерти.

Доброхотовы

50. Есть рождение, есть смерть
Из десяти человек три поднимаются к вершине жизни
Три уже спускаются к смерти
Еще три из десяти гибнут по собственной вине
Почему?
Слишком хотели жить
Говорят, кто сумел овладеть жизнью
Идет по земле, не страшась тигра и носорога
Вступает в битву, не страшась вооруженного врага
Носорог не найдет, куда вонзить рог
Тигр не найдет, куда наложить лапу
Враг не нгайдет, куда поразить мечом
Почему?
Для такого не существует смерти

Кан

50. Жизнь выходит -
смерть входит.
Потакающих жизни -
из десяти - трое.
Потакающих смерти -
из десяти - трое.
Людей, живущих
с переменным пространством смерти,
также - из десяти - трое.
Отчего это так?
Оттого:
слишком влекутся к жизни.
Ведь слыхал я:
"Жизнь благо-вбирающий
в пути не столкнётся
с тигром ли, носорогом
и среди боя -
неуязвим для оружия".
Тигру - негде
втиснуться лапой.
Носорогу - негде
попасть своим рогом.
Оружию - негде
вонзиться в него.
Отчего это так?
Оттого:
не содержит пространства смерти.

Конниси

50. (Все существа), уходя их жизни, входят в смерть.
Жизнь имеет 13 ступеней своего развития; смерть также имеет 13 ступеней.
Ступеней человеческой жизни, которая постоянно стремится к смерти, опять 13.
Это почему? Потому что стремление к жизни слишком сильно.
Я слышал, что ведущий воздержанную жизнь не боится ни носорога, ни тигра, ни быть на поле сражения без воинского наряда, ибо на нем нет места, куда носорог мог бы ударить рогом, тигр мог бы вонзить свои острые когти и воин мог бы нанести удар мечом.
Это почему? Потому что для ведущего жизнь воздержную не существует смерти.

Кувшинов

50. Рождение - это выход, смерть - это вход.
Тринадцать идут дорогой жизни,
тринадцать идут дорогой смерти,
но и тринадцать - те, что живы - уже умерли прежде,
но вслед за тем родились вновь.
Почему это так?
Потому что они рождаются, чтоб их суть стала крепче.
Ибо тот, кто открыт восприятию истинного, сохранит себя,
и, странствуя по земным дорогам,
не падет жертвой носорога или тигра,
а в случае войны не погибнет от меча.
Носорогу некуда будет вонзить свой рог,
тигру не во что будет запустить свои когти,
воину некого будет своим мечом поражать.
Почему это так?
Потому что он освободился от того, что может умереть.

Лукьянов

50. Приходят жизнью, уходят смертью.
Придут жизнью тринадцать, уйдут смертью тринадцать,
из живущих людей движущихся к месту смерти тоже тринадцать.
Почему это так?
Из-за их обильного рождения и размножения.
Как-то слыхал, что тот, кто искусно (посредством добра-шань)
управляет жизнью, идя по суше, не избегает носорогов и тигров,
вступая в бой, неуязвим для латников.
Носорогу некуда вонзить свой рог,
тигру некуда запустить свои когти,
латнику некуда ударить своим мечом.
Почему это так?
Потому что у него нет места смерти [ни на нем, ни на земле].

Маслов

50. Появляясь - живём, уходя - умираем.
Трое из десяти последуют жизни.
Трое из десяти последуют смерти.
Тех, кто стремится к жизни
и потому часто сталкивается со смертью, -
также трое из десяти.
Почему это так?
Потому что они излишне стремятся к жизни.
Я слышал, что искушённый
в сбережении своей жизни,
в своих странствиях
не столкнётся с носорогами и тиграми.
В сражении его не задеть ударом оружия.
Носорогам некуда воткнуть свой рог.
Тиграм некуда вонзить свои когти.
Воину некуда направить своё оружие.
Почему это так?
Потому что в нём нет места смерти.

Неизвестный

50. Мы вышли, чтобы родиться
Мы умрем, чтобы войти.
Тринадцать пребывают в жизнь,
тринадцать вступают в смерть,
но те, что живы -
уже были Там прежде,
и теперь родились вновь.
Зачем?
Приходится рождаться и умирать
чтобы суть стала крепче.
Ведь тот, кто открыт Миру
сохранит себя для него.
На всех подлунных дорогах
носорог или тигр не опасен ему.
Во всех кровавых битвах
меч минует его.
Куда носорогу вонзить свой рог?
До чего дотянутся когти тигра?
Где то тело, что пронзит вражеский меч?
Ведь тот, кто освободился от того,
что может умереть,
исчезает для ярости этого мира.

Полежаева

50. Мы в мир выходим при рождении,
А в смерти возвращаемся назад.
Из десяти людей лишь три - в поре цветения,
И три уже в конце пути стоят,
А остальные, пребывая в жизненном движении,
Лишь ускоряют смерти приближение,
И это потому, что слишком жить хотят.
Однако люди говорят,
Что жизни окончательное постижение,
Постигшему позволит избежать
И хищников, и воинов вооруженных нападения.
Когтям тигриным, рогу носорога
В нем места нет для приложения,
И нападающему некуда клинок вонзать.
У смерти нет основы для вхождения.

Саврухин

50. С самых ранних лет и до последнего вздоха истощают на трудовых повинностях из десяти троих, изводят в военных походах из десяти троих. Работников используют невызревших, перемещают на гибельные места также из десяти троих. Это почему так? По той причине, что чрезмерно тяжек гнет.
Кто принимает это в качестве наставления, тот бережно сохраняет жизнь людей: действующие на суше не столкнуться с водяным буйволом и тигром; помещенные внутри гарнизона не пострадают от вооруженных воинов. Водяному буйволу некого боднуть рогом, тигру не в кого вонзить когти, воину некого пронзить клинком. Почему это так? По той причине, что нет смертельно опасных мест.

Семененко

50. Выходят, чтобы жить; входя обратно, умирают. Из каждых десяти лишь три вступают в жизнь и три, уж находясь в конце ее, вышагивают к смерти. И те, чья человеческая жизнь является лишь местом смерти, по которому им двигаться, тоже составляют три из десяти. Чем это объясняется? Тем, что они всего превыше ценят жизнь. Говорят, есть человек, умеющий заботиться о жизни. Когда идет по суше, на него не нападает носорог и тигр, вступая в войско, он не запасается оружием и латами. Носорогу некуда его ударить рогом, тигру негде в него впиться когтями, мечу некуда в него вонзиться острием. Чем это объясняется? Тем, что в нем нет места для смерти.

Соловьева

50. Рождаясь для жизни, люди идут к смерти.
Почему так?
Люди жадны до жизни, и бояться смерти.
Трое из десятка почитают Жизнь.
Трое из десятка почитают Смерть.
Трое из десятка почитают себя и дела свои.
Десятый, знающий меру всему,
не боится нападения ни хищников, ни людей.
Ценит жизнь, потому что ценит и смерть.
"Если я могу умереть в любой момент,
тогда каждое начатое дело
должно быть достойно завершено".
Он бдителен и спокоен в любой ситуации,
и опасности проходят мимо.
Он осознан и ответственен каждый миг жизни,
и смерть не берет его.
Поэтому, ведущий воздержанную жизнь,
не подвластен смерти.

Ткаченко

50. Выходя в жизнь, мы тем самым вступаем в смерть. Тринадцать
органов являются причинами жизни, и те же тринадцать -- причинами
смерти. Жизнь человека устроена так, что любое использование им этих
тринадцати неизбежно ведет к смерти. Почему так происходит? Потому
что в жизни изживается сама жизнь. Правда, я слышал, что тот, кто
искусен в жизни, путешествуя по земле, не встречает ни носорога, ни
тигра, а оказываясь посреди войска, не становится мишенью латников.
Потому что носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда
наложить свои когти, латнику некуда поразить его острием. Это
оттого, что он вне пространства смерти.

Феано

50. Кто родился тот, конечно, и умрет.
Лишь один из десяти владеет Жизнью.
Смерть не властна над движением и мыслью.
Ни стрелок, ни зверь такого не убьет.

Ну, а трое из десятка жизнь рождают.
Так же трое убивают, смерть зовут.
Еще трое от деяний не живут,
Так как слишком сильно жизнь иль смерть желают…

Ян Хин Шун

50. [Существа] рождаются и умирают. Из десяти человек три [идут] к жизни, три - к смерти. Из каждых десяти еще имеются три человека, которые умирают от своих деяний. Почему это так? Это происходит оттого, что у них слишком сильно стремление к жизни.
Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в борьбу, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру негде наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти.

Глава 51.

Батонов

51. Пyть pождает вещи на свет,
Его Сила Благая их пестyет,
Матеpия обpазом наделяет,
И до блеска невзгоды тpyт.
Оттого-то все вещи чтyт
Пyть великий и Благость.

Пpевозношенье Пyти
И силы его почитанье
Само собой пpоисходит, ничyть
Hе тpебyя yсилья и стаpания.

Вот почемy, все вещи поpодив,
Пyть их лелеет благою силой,
Баюкает, и нянчит, и pастит,
Покyда не созpеют.

Жизнь pазожги во всех вещах,
Владеть же ими не пытайся.
Hи на кого в делах не опиpайся,
Чтоб в pабство не попасть.
Главою, а не господином бyдь.

Борушко

51. Дао рождает,
Дэ - поощряет,
придает форму и смысл.
Дао почитают.
Дэ - соблюдают.
Потому что не требуют
соблюдения и почтительности.
Дао рождает,
Дэ поощряет, придает форму и смысл,
растит, учит, оберегает.
Создает - и расстается,
творит и не ищет награды,
управляет, не повелевая, -
вот что называю великим Дэ.

Сокpыта силы здесь мистическая сyть.

Вингородский

51. Путь порождает это.
Потенция накапливает это.
Сущности-вещи оформляют это.
Энергия-сила завершает это.
Это дает:
Из мириадов сущностей
нет
не почитающих Путь
и не возвышающих Потенцию.
Почитание Пути и возвышение Потенции делается
не по чьему-то наставлению,
а является самопроизвольной
естественностью постоянства.
Причинность:
Путь порождает это,
Потенция накапливает это,
взращивает это,
питает это,
распределяет это,
регулирует это,
вскармливает это,
покрывает это.
Порождая, не вступай в отношения обладания.
Осуществляя, не отождествляйся.
Возрастая, не главенствуй.
Это определяется:
Мистическая Потенция.

Доброхотовы

51. ДАО, пустота, рождает
ДЭ, чистота, питает
Все обретает форму, все формы достигают совершенства
Нет ничего, что не чтило бы ДАО и не ценило бы ДЭ
Пустота чтима, чистота ценима
Ибо они не принуждают, а помогают природе
Пустота рождает, чистота питает
Растит, нянчит и опекает
Совершенствует и наставляет
Блюдет и хранит
Создавать не ради обладанья
Творить не ради славы
Править не ради власти
Вот что зовут глубочайшей чистотой -- ДЭ

Кан

51. Дао - рождает.
Дэ - вскармливает.
Вещество - облекает.
Условия - совершенствуют.
Вот отчего среди сущностей
нет таковых,
что
не уважали бы Дэ,
но почитали бы Дао.
Уважаем Дао -
Дэ почитаема.
Коли нет предначертывающих,
но есть неизменная
Естественности Тождественность,
то:
Дао - рождает,
Дэ - вскармливает,
возглавляет, воспитывает,
питает и опекает.
Порождать, но не владеть.
Свершать, но не притязать.
Возглавлять, но не возвышаться.
Такова Дэ Изначальная.

Конниси

51. Тао производит существа, добродетель кормит их; они дают им вещественную форму, а могущество их совершенствует вещи.
Поэтому все существа почитают Тао и добродетель.
Никто не сообщал Тао его достоинства, а добродетели - ее ценности, но они сами собой вечно обладают ими.
Поэтому Тао производит вещи, питает их, дает им расти, совершенствует, делает зрелыми, кормит и защищает.
Оно производит их и не делает их своими; делает их тем, что они есть, и не хвалится ими; оно царствует над ними и оставляет их свободными. Вот что называют глубокой добродетелью.

Кувшинов

51. Все происходит из Дао, все растет благодаря силе Дэ,
благодаря ей обретает форму, становясь вещью,
благодаря ей завершает свой путь,
обретая свое назначение.
Вот почему вся тьма вещей
почитает Дао и дорожит силой Дэ.
Дао - вот самое высшее в мире,
Дэ - вот самое ценное в мире.
Ведь оно не подчиняется ничьим указаниям
и неизменно следует само по себе.
Воистину
все происходит из Дао,
все растет благодаря силе Дэ,
она питает и вскармливает,
устанавливает и подчиняет,
воспитывает и защищает.
Порождает, но не обладает,
действует, не надеясь на других,
превосходит все, но не стремится главенствовать.
Вот что значит удивительная сила Дэ.

Лукьянов

51. Дао рождает их, Дэ пестует их, вещество оформляет их,
условия завершают их.
Поэтому среди мириад вещей нет таких,
которые не почитали бы Дао и не ценили Дэ.
Дао почитаемо, Дэ ценимо, нет над ними судьбы,
они в постоянной естественности.
Дао рождает вещи, Дэ пестует их, растит их, воспитывает их,
классифицирует их, упорядочивает их,
вскармливает и оберегает их.
Порождающее и не обладающее [ими],
возделывающее и ни на что не опирающееся,
главенствующее и не карающее --
это и есть изначально-сокровенное Дэ.

Маслов

51. Дао порождает, Благодать вскармливает.
В вещах оформляется,
в обстоятельствах воплощается.
Поэтому мириады существ
не только почитают Дао,
но и ценят Благодать.
Почитают Дао и ценят Благодать не за то,
что они предопределяют судьбу,
а потому, что извечно следуют естественности.
Вот поэтому Дао порождает,
Благодать вскармливает.
Взращивает и воспитывает,
классифицирует и укрепляет,
пестует и оберегает,
порождает, но не обладает этим,
свершает и не требует воздаяния,
взращивает [мириады вещей]
и не властвует над ними.
Оттого и зовётся это сокровенной Благодатью.

Неизвестный

51. Мир рождается
благодаря Дао,
Мир растет
благодаря силе Дэ
Благодаря ей сущность обретает форму.
Благодаря ей форма растворяется в океане Ничто.
Вот почему все вещи следуют Дао.
Вот почему все вещи
дорожат силой Дэ.
Нет ничего выше Дао,
Нет ничего сильнее Дэ -
все следует за ней, ничто не идет поперек.
Из магического тумана Дао
выходят все имена и вещи,
и сила Дэ подхватывает их -
питает, и подчиняет,
воспитывает и защищает,
поднимает и убивает.
Но не обладает ни чем.
Но не надеется ни на что.
Она сильнее всего, и ей все равно.
Непреодолимая сила Дэ.

Полежаева

51. Не устает все вещи Дао порождать.
Суть Дэ его в том состоит, чтоб дать
Им всем питание и воспитание.
В материальности - основа всех вещей формирования,
В условиях развития -
возможность совершенства достигать.
Вот почему весь мир наш Дао следовать готов,
И Дэ любое проявление
непроизвольное внушает уважение -
Не по приказу или принуждению,
А потому, что ход естественный вещей таков.
Ведь все, что Дао порождает,
Оно, Дэ следуя, лелеет, пестует и опекает,
Воспитывает, вскармливает, утешает
И защищает от врагов.
Не обладая, создавать,
Творить, но сотворенным не гордиться,
Не властвовать, хоть управлять -
Вот принципы, что должен соблюдать
Любой, кто к Дэ стремится.

Саврухин

51. Закон сохранения жизни порождает, нравственность воспитывает, среда оформляет, окружающая обстановка содействует. Вот почему все существа без исключения держатся общины и щедро делятся помощью. Закон сохранения жизни там почитают, правила нравственности там высоко ценят без того, чтобы им наказали, а по обычаю, естественно.
Поэтому совместное существование обеспечивает, взаимопомощь заботится, вводит в силу, воспитывает, распределяет, приучает к труду, прививает навыки, укрывает. Обеспечивать, а не забирать, создавать, а не искать опору, являясь старшим, не распоряжаться -- это и означает первоначала нравственности.

Семененко

51. Дао рождает, добродетель взращивает, вещь оформляется, обстоятельства приводят к завершению. Поэтому-то среди десяти тысяч вещей нет ни одной, которая не почитала бы Дао и не ценила добродетель. Чтить Дао, ценить добродетель - это не чей-либо приказ, а незыблемая самость. Дао рождает, добродетель взращивает. Она растит, лелеет, совершенствует, делает зрелым, содержит, укрывает. Чему давать жизнь, не иметь, на свои действия не опираться, быть старшим, но не властвовать - это называют сокровенной добродетелью.

Соловьева

51. Путь порождает все сущее,
Сила питает всё сущее,
придавая форму и совершенствуя.
Поэтому все существа почитают Путь и Силу.
Путь и Сила
изначально обладают достоинствами,
Путь и Сила - результат
самопроизвольной естественности.
Поэтому Путь порождает, питает,
растит, совершенствует, делает зрелыми
и защищает.
Путь производит всё, но не делает это своим;
Каждому помогает стать тем, что он есть,
и не хвалится этим;
Он царствует надо всеми,
но оставляет всех свободными.
Это называют глубокой добродетелью.

Ткаченко

51. Дао рождает их, дэ их вскармливает, природное предназначение
придает им форму, природные условия приводят их в завершенный вид.
По этой причине и нет среди всех этих вещей такой, что не почитала
бы дао, не возвеличивала бы дэ. Ведь только они не подвержены
никаким повелениям, но неизменно остаются подобными самим себе. Так
что сказано: "дао рождает, дэ вскармливает, выращивает, воспитывает,
сохраняет, излечивает, питает, оберегает". И при этом рождает, но не
обладает, наделяет, но не ждет благодарности, взращивает, но не
употребляет себе на пользу. Это-то и называется таинственной дэ.

Феано

51. Все существующее Дао порождает.
Дэ их энергией своею наделяет.
Не приказаниями действуют Они,
А создавая естество вещей в пути.

И потому их ценят все и почитают,
Что недеянием все в мире те свершают.
Они творят, но не владеют тем твореньем,
И совершенствуют любовью, не плененьем.

Ян Хин Шун

51. Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их]. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая не почитала бы дао и не ценила бы дэ. Дао почитаемо, дэ ценимо, потому что они не отдают приказаний, а следуют естественности.
Дао рождает [вещи], дэ вскармливает [их], взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ.

Глава 52.

Батонов

52. И было в начале лоно:
Мать была y вселенной.
А если известна мать,
То и дети известны -- под стать.
Хоpошенько детей познав,
Ближе к матеpи бyдешь деpжаться
И до смеpти ypона не встpетишь.

Стойте, кони yдалые -- чyвства.
В нашем доме-теле
мы закpоем окна-двеpи.
И тогда всю жизнь,
покyда бьется сеpдце,
Мы не бyдем в мыле.
Мчитесь, кони yдалые -- чyвства,
Я гоню вас, пpодыхy не знаю.
И пyскай подстеpегает гибель
Hа шагy на каждом.
Hе помочь мне -- знаю.

Борушко

52. Поднебесная имеет начало.
Начало - мать Поднебесной.
Узнаешь мать - поймешь сыновей.
Поймешь сыновей - не забывай о матери
и забудешь страх смерти.
Сбрось кокон желаний,
разорви путы страстей -
станешь бодр и неутомим.
Следуй прихотям, потакай страстям -
Нет спасения от усталости.
Зоркий вместо главного видит мелочи.
Могучий вместо натиска уступает.
Уступая большему - видишь больше света.
Следуй свету -
пойдешь легко и научишься постоянству.

Вингородский

52. При наличии начала в Поднебесной
тем самым осуществляется
материнская функция Поднебесной.
Когда же постигают свою материнскую функцию,
тогда узнают о своей детской функции.
Узнав свою детскую функцию, возвращаются к тому,
чтобы руководствоваться своей
материнской функцией.
Тело исчезнет, а не погибнешь.
Закрываешь свои отверстия;
запираешь свои врата.
До кончины тела не будет напряжения.
Открываешь свои отверстия;
улаживаешь свои дела-ситуации.
До кончины тела не будет избавления.
Видение малого выражает ясность.
Руководство слабостью выражает силу.
Применяй свой свет.
Возвращаясь, приходи к своей ясности.
Отсутствует беда утраты тела.
Это определяется:
Постоянство преемственности.

Доброхотовы

52. Начало Поднебесной -- мать Поднебесной
(В Поднебесной имеется начало, и оно мать всего сущего)
Постигнув мать, узнаешь и детей
Зная детей, снова вспомни мать
Тогда жизнь проживешь безопасно
Оставив желания, избегая страстей
Всю жизнь не узнаешь усталости
Предаваясь страстям, погрязнув в делах
Спасения не обретешь
Видеть мельчайшее -- зоркость
Оставаться слабым -- могущество
Созерцать свет, постигать его глубинный смысл,
Не навлекать беды -- верность подлинному

Кан

52. Поднебесная имеет Лоно,
полагаемое Матерью Поднебесной.
Познавая Её, Кормилицу,
познаёшь и Её детей.
Познавая Её детей -
пуще оберегаешь Кормилицу.
Не имея плоти -
не близишься к гибели.
Запри свои входы,
врата их телесные, -
век хлопот знать не будешь.
Отвори входы,
умножай деяния, -
вовеки не остановишься.
Зрящих ничтожное
зову Просветлёнными.
Оберегающих слабое
зову Могучими.
Прибегающий к своему сиянию,
обращающийся к своей просветлённости,
не теряющийся при веянье смерти
практикуется в Постоянстве.

Конниси

52. Вселенная имеет начало, которое и есть мать всего мира. По матери можно знать ее сына.
Когда сын известен, то и мать будет сохранена невредимо.
Хотя тело умирает, но (сущность его) никогда не уничтожается.
Кто закрывает уши и глаза, тот останется без употребления во всю жизнь
Кто прислушивается ко всему изящному и старается удовлетворить страстям, тот никогда не спасется.
Могущий разбирать мельчайшие вещи, называется ясновидцем.
Сохраняющий мягкость называется могущественным.
Употребляющий свет называется блестящим.
Тело исчезает, не оставляя ничего после себя. Это и есть наследие вечности.

Кувшинов

52. Мир имеет начало, которое есть мать мира.
Обретя связь с началом, поймешь, что ты - ее дитя.
Поняв, что ты - ее дитя, вновь вернешься к тому,
чтоб во всем следовать ее воле.
Освободившись от своего "я", уже не пропадешь.
Закрыв свои входы и затворив свои двери,
на всю жизнь избавишься от страданий и горестей.
Раскрывшись во вне и оставив свои дела,
до конца дней своих не встретишь уже преград.
Способность замечать незаметное называется "ясность".
Способность удерживать ускользающее называется "сила".
Используй свое сияние, и вновь обретешь свою ясность,
Не имея того, что можно потерять,
твое "я" исчезнет само собой,
это и значит при жизни обрести неисчерпаемое, вечное.

Лукьянов

52. Поднебесная имеет начало, и оно есть Мать Поднебесной.
Достигнешь Матери -- познаешь и ее детей.
Познаешь ее детей -- вернешься и к сохранению их Матери.
Бестелесное не истощается.
Закроешь своих чувств отверстия, запрешь к ним доступ извне --
до конца жизни не будешь испытывать страданий.
Откроешь своих чувств отверстия, направишь их на пользу дела, --
вовек не отыщешь спасения.
Видение малого называю просветленностью.
Сохранение мягкости называю могуществом.
Пользуйся этим светом, возвращайся к этой просветленности

(Вариант перевода:
Станешь младенцем -- назову просветленным.
Сохранишь мягкость -- назову могущественным.
Пользуйся его светом, возвращайся к его просветленности.)


и тогда не обречешь себя на погибель.
Это и есть овладение постоянством.

Маслов

52. Поднебесная имеет начало,
которое является Матерью Поднебесной.
Когда достигнута мать, -
познаёшь и её детей.
Когда познаны дети, -
вновь возвращаешься для сбережения матери.
И тогда до конца дней своих
не встретишь опасности.
Закрой отверстия, запри двери -
и в твоём теле более не родятся болезни.
Открой отверстия, предайся делам -
и твоё тело уже не спасти.
То, что видится малым, назову пресветлым.
Сохраняющее гибкость назову укреплённым.
Используй его сияние,
возвращайся к его свету -
и не причинишь себе вреда.
Это и зовётся овладением постоянством.

Неизвестный

52. Мир имеет начало,
и это начало - Дао.
Найди его и поймешь,
что ты - его дитя.
Поняв, что ты дитя,
пойдешь свободно по текущей дороге.
Забыв свое "я",
утратишь ошибки и страх.
Закрой глаза, опусти руки,
и жизнь потечет извечным путем,
без страданий и неудач.
Открой глаза, шагни вовне,
и до конца дней не встретишь преград.
Будь ясным, и пред тобой
предстанет незаметное.
Будь сильным, и в руки опустится
ускользающее.
У тебя достаточно сил,
чтобы обрести ясность.
Как только терять станет нечего,
"я" раствориться без сожаления.
Это придет неисчерпаемое.
Вечное.

Полежаева

52. Имеют вещи все свое происхождение,
Которое причиной можем мы считать.
Поняв причины, надо в следствиях найти их проявления,
Познав последствия, не следует причины забывать -
Тогда опасностей всегда ты сможешь избежать.
Все знают, например, что чувства охлаждая,
От мира двери закрывая,
Любой всю жизнь без затруднений проживет,
Но если волю чувствам и эмоциям давать,
Брать на себя ответственность, в заботах хлопотать,
То от проблем ничто тебя до смерти не спасет.
Поможет ясность мысли незаметные детали замечать,
Имея силу мысли, сможешь ускользающее удержать.
Природу познавая, разума используй свет -
Себе вернешь ты ясность понимания
Единства мира и частей его взаимного влияния,
И ни себе, ни людям причинить не сможешь вред.
Вот это именно и называют "Постоянство соблюдать".

Саврухин

52. Держава имеет источник, который считается всеми людьми кормилицей. Раз уж обрели кормилицу, то осознают свое сыновство. Раз уж осознали свое сыновство, стойко защищают свою мать. Не будут ставить людей в опасное положение.
Пресечь укрупнение, воссоединить семьи -- никогда люди не горюют. Проводить переселение люден, прибавлять работы -- никогда люди не избавятся. Считающийся с незнатными зовется уважительным. Защищающий слабых зовется стойким. Применять благоволение, сохранять до конца в силе общепринятое, никогда не бросать людей в беде, это значит усвоить обычаи.

Семененко

52. У Поднебесной есть начало, и оно становится ей матерью. Дитя, только окажется пред матерью, и мать сразу же его узнает, а узнает, и дитя вновь будет ее слушаться и до скончания жизни не изведает опасности. Закрыв отверстия и заперев врата, до самого конца избавишься от тягот, а если распахнешь их и возьмешься за дела, не испытаешь никогда спасения. Видеть малое значит быть в просвете, в сбереженной мягкости заключено могущество. Пользуясь сиянием Дао, вновь возвращаются в его просвет и не причиняют себе зла. Это называют навыком к незыблемому.

Соловьева

52. Начало Мира - Мать всего сущего.
Познавая мать (Навь), познаешь и сына (Явь).
Поняв же сына,
лучше понимаешь природу матери.
Познавший это, живет счастливо,
разрешая любые трудности.
Стремление же потакать страстям,
бездумно растрачивая энергию жизни,
приводит ко многим бедам.
Сберегающий энергию-ци для насущного,
долго сохраняет здоровье и силу.
Получает видение,
проникая взглядом сквозь внешнее,
наблюдая глубину.
Получает могущество,
сохраняя мягкость и понимание.
Порождает свет любви,
который чувствуют все,
созидая внутреннюю чистоту и покой.
Это и есть соблюдение постоянства,
наследующее вечность.

Ткаченко

52. У Поднебесной есть начало. Его можно назвать матерью
Поднебесной. Тот, кто постиг мать, тем более узнает ее чад. Кто
узнает ее чад, тем более будет склонен хранить их мать. Откажется от
своего "Я" и тем избежит гибели. Прекратит связи с внешним, затворит
свои врата и до конца останется безучастным. Ибо тот, кто
поддерживает связь с внешним, вечно суетится и до конца не обретает
покоя. Видение малого -- привилегия только ясного ума; умение
оставаться гибким доступно лишь подлинной силе. Тот, кто умеет
просветиться изнутри, непременно придет и к подлинной ясности ума.
Он уже не будет зависеть от своего несчастного "Я". Такой и зовется:
"овладевший неизменным".

Феано

52. Начало - Мать вселенной. Если знать ее,
То и детей ее постигнуть также можно.
Когда они известны, слова помнить должно
О лоне Матери. Кто помнит - видит все.

Кто от страстей освободится - тот спасется.
А кто отдался им, погряз в своих делах,
Тому спасенья нет, пусть даже он монах.
Кто Дао следует, как солнцу - воздается.

Ян Хин Шун

52. В Поднебесной имеется начало, и оно - мать Поднебесной. Когда будет постигнута мать, то можно узнать и её детей. Когда уже известны её дети, то снова нужно помнить о их матери. В таком случае до конца жизни [у человека] не будет опасности. Если [человек] оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощён своими делами, то не будет спасения [от бед].
     Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение слабости называется могуществом. Следовать сиянию [дао], постигать его глубочайший смысл, не навлекать [на людей] несчастья - это и есть соблюдение постоянства.
















Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг Досок Объявлений
Hosted by uCoz