•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью
|
|
Библиотека Дао дэ цзин
Главы Дао дэ цзин
Главы 65 - 68.
Глава 65.
Батонов
65. В дpевние вpемена пpавители,
с Пyтем знакомые,
Пpосветить наpод не пытались,
Деpжа его в вечном неведении.
Ведь чем больше известно пpостолюдинy,
Тем сложней напpавлять его господинy.
Знать не должен наpод,
как стpаной yпpавлять;
Всем достyпная мyдpость
опоpy подточит цаpства.
Когда шлет вpемя добpое всем yдачy,
Можно пpавить стpаной
без фанфаp и литавp.
Этy тонкyю гpань
ты попpобyй найти и постичь,
И тогда отовсюдy
гонцов бyдyт слать к тебе,
Чтоб совета спpосить,
как стpаной yпpавлять.
Чyвствовать этy гpань непpестанно,
повсюдy --
Значит, Силы Благой, понимая, деpжаться.
Ведь настолько она необъятна,
Что весь миp возвpащается к ней,
В пеpвоpоднyю безмятежность,
когда-то знакомyю всем.
Борушко
65. В древности, кто следовал Дао, -
не учили, но отучали.
Покуда знаний в избытке,
порядка нет.
Управление с помощью знаний
приводит к смутам.
Управление без помощи знаний
приносит покой.
Кто понимает -
постиг великое Дэ.
Великое Дэ - в глубине.
Манит все существа назад -
к полному воплощению.
Вингородский
65. Осуществляющие совершенствование
на Пути древности отрицают
применение просвещения народа,
а скорее делают его невежественным.
Трудность управления народом объясняется
избытком у него знаний.
Причинность:
Посредством знаний управлять государством -
разграбление государства.
Не через знания управлять государством -
благосостояние государства.
В осознании этой пары - суть следования идеалу.
Постоянно осознавай следование идеалу.
Это определяется:
Мистическая Потенция.
Мистическая Потенция и глубока, и далека.
В контакте с вещью - она от обратного.
Но именно так и достигается большая послушность.
Доброхотовы
65. В древности постигшие ДАО не просвещали народ
Оставляли его в невежестве
Трудно управлять, когда народ много знает
Когда все знают, как управлять -- это беда для страны
Когда не знают -- счастье
Постигший это станет образцом для других
Постигнуть этот образец --
Значит постигнуть исконную чистоту, ДЭ
Исконная чистота глубока и труднодоступна
Она кажется враждебной всему живому
Но она примиряет все живое
Кан
65. Те, кто в древности благодетелен был в
служении Дао Вечному, просвещать народ избегали, но пеклись о его
не-знании. Умножая людское знание управлять людьми - дело трудное.
Управляешь посредством знания - государства же разоряется. На
не-знание полагаешься - государство же благоденствует. Кому то и другое
ведомо - соответствуют идеалу. Неизменное приближение к
соответствию идеалу - такова Дэ Изначальная. Дэ Обширнейшая,
Глубочайшая, наделяет сущее оппозициями, приводя в Великое
Соответствие.
Конниси
65. В древности исполнявшие Тао не старались просветить народ: они держали
его в невежестве.
Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ
просвещается и в нем много умных.
Управляющий страною посредством умствования погубит ее.
Когда страна управляется безо всякого умствования, то в ней будет
благоденствие.
Знающий (сущность) этих двух пунктов будет образцом нравственной жизни
(для народа). Его будут называть (человеком) непостижимой добродетели.
О, глубока и непостижима нравственность!
Она противоположна, по своему существу, всему вещественному, но никогда
не сопротивляется ничему.
Она соблюдает великое послушание.
Кувшинов
65. Тот, кто осуществляет Путь,
которому следовали лучшие люди древности,
не выставляет себя перед людьми,
и потому они не могут судить о нем наверняка.
Он отказывается от управления людьми
и потому может знать.
Воистину, управлять державой с помощью знаний -
значит вести ее к гибели.
Отказаться от управления державой с помощью знаний -
значит даровать стране счастье.
Познавший эти две вещи,
тем самым обретает главное, что необходимо в жизни.
Вечное сознание, удерживающее форму всего,-
вот что называется удивительной силой Дэ.
Эта сила так глубока, так высока!
Она сталкивает и разъединяет вещи.
Воистину, вот повелитель,
заслуживающий самой большой любви и почитания!
Лукьянов
65. В древности те, кто были совершенным воплощением Дао,
не просвещали народ и стремились держать его в темноте.
Народом трудно управлять, если у него много знаний.
Вот почему, если с помощью знаний управлять царством,
то царство погибнет;
если без помощи знаний управлять царством,
то царство будет процветать.
Знание этих двух положений и есть уставный образец [правления].
Знание уставного образца с позиции постоянства (чан) --
это и есть изначально-сокровенное Дэ.
Изначально-сокровенное Дэ глубоко, далеко!
В сопоставлении с вещами -- противоположность.
Вот только в таком [соположении] и достигается
великое послушание (следование).
Маслов
65. Издревле совершенные в следовании Дао
не просвещали народ,
но оставляли его невежественным.
Причина того, что народом трудно управлять,
заключена в избытке у него знаний.
Потому управление государством
с помощью знания
будет разрушительно для государства.
Отказ от управления государством
с помощью знания
будет благотворен для государства.
Два этих примера являются образчиками.
Неизменное понимание этих образчиков
зовётся сокровенной Благодатью.
О, сколь глубока, сколь отдалена
сокровенная Благодать!
Сколь противоположна она вещам!
Но лишь то, что идёт за ней,
и есть Великое Следование.
Неизвестный
65. Тот, кто все время в Пути,
людям почти незаметен,
поэтому как они могут судить?
Но он видит людей,
ничего не ожидая от них,
и поэтому видит их без прикрас.
Знание - это мечта,
она не охватит весь Мир.
Понять это -
значит пустить Его в свою душу.
Если есть что-то главное - это оно
Если есть что-то сильное - это оно.
Если есть что-то высшее - это оно.
И если решил идти по дороге радости
надо его полюбить.
Полежаева
65. Те древние, что Дао в совершенстве постигали,
Старались ограждать простых людей
От знания о действиях властей -
В неведеньи о методах правления народ свой оставляли.
Ведь часто разоряется страна,
Когда народ о власти слишком много знает,
В то время, как в благополучии держава пребывает,
Когда без гласности излишней управляется она.
Правитель, что закономерность эту понимает,
Пример разумного подхода к делу проявляет.
Чтоб этот идеал успешно применять,
Необходимо Дэ высокой обладать.
Способность мыслить глубоко и широко Дэ представляет,
Во всем ее носитель сможет противоположность прозревать,
И потому к единству и согласию все вещи возвращает.
Саврухин
65. Те, кто беpежно относились к деpевне не пpизнавали
использования зоpких с тем, чтобы обманывать наpод. Местное
население относится с опаской к властям, использyщим многих
хитpоyмных. Поэтомy: использyющий хитpоyмных для yстановления
поpядка в госyдаpстве -- вpедит стpане, не использyющий хитpоyмных
для yстановления поpядка в госyдаpстве -- благопpиятствyет стpане.
Подавляет этих -- тогда согласyется с обpазцом. По обычаям yпpавляет
-- отвечает твеpдым пpавилам. Это и означает пеpвоначала
нpавственности. Пеpвоначала нpавственности глyбинные, значительные!
Вновь пpиводят к содpyжествy сyществ! В таком и только таком слyчае
пpиходят к благонадежности.
Семененко
65. Кто в древности умел следовать Дао, с его помощью не просвещал народ, а делал
глупым. Когда люди много знают, ими трудно управлять. Править на основе знаний
для государства - это подлинное бедствие; когда в правлении не полагаются на
знания, приносят государству счастье. Кто ведает об этой паре истин, тот
постигает вечный образец. А знать неколебимо вечный образец - это называют
сокровенной добродетелью. Она глубока, далека и со всеми возвращается. Но только
так ей удается достигать великой слаженности.
Соловьева
65. В древности, следующие Пути,
не стремились передать людям больше знаний.
Каждый узнаёт столько, сколько сможет.
Лишнее обременяет.
Трудности в управлении возникают потому,
что всеобщее образование
порождает много недоучек, не познающих,
а лишь стремящихся самоутвердиться.
Символы знания продаются и покупаются.
Править страной посредством умствования,
значит погубить ее.
Правитель,
понимающий истинные нужды народа,
не умничает, а создает условия для их решения,
Понявший это, становится образцом для всех.
Здесь сокрыто постижение глубинной Силы.
Силу не постичь разумом,
она противоположна представлениям ума.
Сила соблюдает великое послушание
и ведёт к единству со всем сущим.
Сухоруков
65. В древности те, кто умел следовать Пути, не просвещали народ, а оставляли его в
невежестве. Когда народ много знает, им трудно управлять. Поэтому тот, кто,
правя страною, мудрствует, - действует ей во вред; тот же, кто правит не
мудрствуя, - действует ей на пользу. Постигший эти две вещи будет примером для
всех...
Ткаченко
65. В старину те, кто был
искусен в дао, не просвещали народ, а оставляли его в счастливом неведении.
Народом трудно править, когда у него много знаний. Поэтому когда страной
правят с помощью знаний, это беда для страны. Когда же страной правят без
участия острых умов, это для нее благотворно. Кто понимает эти вещи,
склоняется к более разумной альтернативе, и если он постоянно ее
придерживается, он, можно сказать, овладевает таинственной силой. Эта
таинственная сила -- дэ, глубочайшая, удаленнейшая. Но вещи тянутся к ней и,
когда достигают -- во всем ей покорны.
Феано
65. Древний правитель, что следовал Дао,
Не просвещал свой народ.
Многие знания - много забот.
Знанье к незнанью неправо…
Знанье сего - глубочайшее Дэ,
Противовесом всему и везде…
Ян Хин Шун
65. В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его
невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому
управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без их помощи
приводит страну к счастью. Кто знает эти две вещи, тот становится примером для
других. Знание этого примера есть глубочайшее дэ. Глубочайшее дэ, оно и глубоко
и далеко. Оно противоположно всем существам, но приводит их полному соответствию
[с ним].
Глава 66.
Батонов
66. Подyмай-ка о pеках и моpях:
Долины как им yдалось подмять?
Смиpения искyсство лишь познав,
В цаpей смогли обоpотиться.
Вот почемy, чтоб над толпой подняться,
Попpобyй с нищим говоpом сpавняться,
А если хочешь пеpвым быть,
Изволь последним для начала стать.
Так возвышается Пpемyдpый надо всеми,
Hе в тягость ни стpане, ни мyжичкy.
Всегда он впеpеди -- хоть на чyть-чyть:
Следит как за детьми,
Чтобы игpаючи чеpтy не пpестyпили.
Миp с pадостью Пpемyдpого поддеpжит,
Hо не потеpпит зависти. Учти!
С тем, кто не за себя на бой выходит,
Заводит дpyжбy миp и дpyга не подводит.
Борушко
66. Океан - властелин морей, рек, ручьев.
Расположен ниже,
потому зовут властелином.
Когда мудрый желает подняться -
пригибается.
Хочет быть впереди -
становится в тыл.
Возвышаясь над людьми -
не принижает.
Ведет за собой -
никому не заслоняя свет.
Оттого радостно чествуют его,
возвышают и выдвигают вперед.
Не затевает тяжб -
оттого никому не в тягость.
Не вступает в борьбу -
оттого непобедим.
Вингородский
66. Реки и моря оттого способны осуществлять
функцию правителя ста долин,
что они совершенны в их ориентации вниз.
Причинность:
Способны осуществлять функцию правителя ста долин. Это дает:
Человек мудрости, стремясь продвинуться вверх в народе,
посредством своих речей ориентирует его вниз.
Стремясь продвинуться вперед в народе
посредством своего тела ориентируется назад.
Это дает:
Человек мудрости находится наверху, а народу не тяжело.
Находится впереди, а народу нет вреда.
Это дает:
В Поднебесной рады продвигать, а не преграждать.
В связи с тем, что не соперничает.
Причинность:
В Поднебесной никто не способен
вступить с ним в отношения соперничества.
Доброхотовы
66. Реки и моря властвуют над равнинами
Потому что текут вниз
Потому и властвуют
Хочешь возвыситься среди народа -- стань ниже всех
Хочешь возглавить людей -- встань позади всех
Мудрый возвышается над людьми, а им не в тягость
Идет впереди, а им не обидно
Его с радостью выдвигают, от него не отступают
Он ни с кем не соперничает
Потому непобедим
Кан
66. Реки-моря владычествуют над долинами и
ущельями, ибо по доброй воле сами до них нисходят. И оттого
становятся долин-ущелий владыками. Вот отчего, жаждая над народом
возвыситься, должно себя ставить в речах - ниже народа; жаждая же
возглавить, руководя народом, должно "своё" ставить после всего
народа. Вот отчего постигший и вознесён высоко, но народу - не в
тягость, шествует же - передним, но не вредит народу. Вот отчего
Поднебесная во всём ему уступает и - не небрегает, ибо он не
соперничает и с ним во всей Поднебесной нет способных
соперничать.
Конниси
66. Причина того, что реки и моря суть цари многочисленных долин (по которым
текут речки), заключается в том, что первые находятся ниже последних.
Вот почему реки и моря суть цари многочисленных долин.
Когда святой желает поднять народ, то понижает его. Когда он желает
поставить его вперед, то ставит его назад.
Отсюда - когда народ займет высокое место, то не будет гордиться; когда
пойдет вперед, то никому не сделает вреда.
Когда осуществится все, что сказано мною, то на всей земле будет мир.
Когда все будет мир на всей земле, то не будет ссоры.
Кувшинов
66. Благодаря чему реки и моря могут быть повелителями низин?
Они с легкостью стекают вниз,
потому и могут быть повелителями низин.
Поэтому тот, кто хочет стать выше других,
должен уметь становиться ниже.
Тот, кто хочет стать во главе,
должен уметь пропускать вперед других.
Вот почему мудрый
неустанно движется вверх, а люди им не тяготятся.
Он неустанно продвигается вперед, а люди ему не завидуют.
Он с радостью вкушает все, что есть в этом мире,
и не пресыщается.
Он не борется с тем, что есть,
и потому никто в целом мире не сможет
заставить его действовать вопреки своей воле.
Лукьянов
66. Реки и моря потому могут быть царями ста долин,
что они с легкостью ставят себя ниже их.
Вот почему [они] могут быть царями ста долин.
Поэтому, желая встать над народом, непременно говори, что ты
ниже его.
Желая встать впереди народа, непременно ставь себя позади него.
Вот почему совершенномудрый человек, утверждаясь наверху,
народу не в тягость, находясь впереди, народу не вредит.
Оттого-то Поднебесная с радостью выдвигает [его],
не отворачивается [от него] и с ним не борется.
Поэтому в Поднебесной нет таких, кто мог бы с ним бороться.
Маслов
66. Моря и реки лишь потому могут быть
властителями сотен долин,
что способны ставить себя ниже их.
Вот почему они могут быть
властителями сотен долин.
Поэтому тот,
кто желает возвыситься над людьми,
в речах своих должен ставить себя ниже их.
Тот, кто желает идти впереди людей,
должен встать позади них.
Вот почему мудрец стоит над людьми,
но не бывает им в тягость;
находится впереди, но не вредит народу.
Оттого вся Поднебесная без устали
и с радостью поддерживает его.
Он не вступает в борьбу,
и потому нет в Поднебесной того,
кто мог бы соперничать с ним.
Неизвестный
66. Почему мир
легок и прекрасен?
Потому что он катится вниз
не мечтая застрять наверху.
И тот, кто всегда побеждает
не хочет все подмять под себя.
И тот, кто будет идти впереди
не хочет отчаянно рваться вперед.
Так что истинный взлет
никого не унизит.
Так что истинное счастье
ничто не разрушит.
Так что истинной радости
никто не позавидует.
Так что истинной силе
никто не противится.
Ты следуешь тенью
за всей вереницей вещей.
Ты кружишься в вихре,
который строит порядок.
Полежаева
66. Способны реки и моря долин хозяевами быть,
Лишь потому, что вниз стараются стекать.
Кто хочет положение высокое занять,
Тот должен снизу вверх с народом говорить,
А тот, кто хочет первым быть,
Демонстративно сзади должен встать.
Когда мудрец так поступает,
Попав наверх, он бремени собой не представляет,
И, даже оказавшись впереди,
Не кажется помехой на пути.
Его вперед охотно люди выдвигают,
И в неприятностях своих не обвиняют.
Ни с кем не борется мудрец, и потому
Достойных конкурентов нет ему.
Саврухин
66. В силy какой пpичины pеки н озеpа способны быть
матеpью-владычицей долин? Они способны напоить все долины по той
пpичине, что им пpисyще быть внизy. Вот почемy желающий возвысить
наpод должен высказываться скpомно, желающий дать доpогy наpодy
должен отодвинyться на втоpое место. Вот почемy совеpшенный человек
не пpодвигает пpевозносящихся, а поэтомy наpод не отягощает,
yтихомиpивает забегающих впеpед, а потомy наpодy не мешает. Вот
почемy всех люден охотно пpопyскает впеpед, а не пpегpаждает пyть.
Раз он не стpемится показать свое пpевосходство, то сpеди людей нет
способного с ним сопеpничать.
Семененко
66. Моря и реки потому способны царствовать над горными потоками, что умеют быть
внизу. Только поэтому они способны царствовать над горными потоками. И при
желании подняться над народом следует словесно перед ним принизиться, при
желании быть впереди народа следует поставить себя сзади его. Именно поэтому,
когда Премудрый человек встает над всеми, народу он не делается в тягость; когда
он пребывает впереди, народу не наносится вреда. Все в Поднебесной с радостью
его выдвигают и им не пресыщаются. А так как сам он не соперничает, никто и не
способен с ним соперничать.
Соловьева
66. В древности, следующие Пути,
не стремились передать людям больше знаний.
Каждый узнаёт столько, сколько сможет.
Лишнее обременяет.
Трудности в управлении возникают потому,
что всеобщее образование
порождает много недоучек, не познающих,
а лишь стремящихся самоутвердиться.
Символы знания продаются и покупаются.
Править страной посредством умствования,
значит погубить ее.
Правитель,
понимающий истинные нужды народа,
не умничает, а создает условия для их решения,
Понявший это, становится образцом для всех.
Здесь сокрыто постижение глубинной Силы.
Силу не постичь разумом,
она противоположна представлениям ума.
Сила соблюдает великое послушание
и ведёт к единству со всем сущим.
Сухоруков
66. Моря и реки потому могут властвовать над долинами, что способны быть ниже их, -
потому и могут над ними властвовать. Поэтому тот, кто хочет подняться над
людьми, должен поставить себя ниже их. Тот, кто хочет встать впереди их, должен
быть позади. Вот почему мудрец стоит высоко, а людям не в тягость, стоит
впереди, а люди ему не завидуют. Оттого и Поднебесная не устает охотно его
выдвигать. Он ни с кем не тягается - и потому никто в мире не может с ним
соперничать.
Ткаченко
66. Реки и моря
способны заполнить любое ущелье потому, что они охотно текут вниз. Так и
мудрец: желая возвыситься над людьми, он должен в речах ставить себя ниже
всех; желая быть впереди народа, он должен ставить себя позади других. Тогда
народ, видя его наверху, особо не возражает; обнаруживая его впереди, особо
не огорчается. Напротив, все в Поднебесной радуются его успехам и вполне им
довольны. Это потому, что он ни с кем не соперничает, -- и в
Поднебесной, таким образом, ему нет соперников.
Феано
66. Реки, моря покоряют равнины,
Так как стекают с них вниз.
Мудрый поставит себя ниже лиц,
Сзади людей, как за спины.
Если стоит над народом такой,
Люди послушны ему, уважают,
С радостью дело любое свершают.
Так без усилий он правит толпой.
Ян Хин Шун
66. Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны стекать
вниз. Поэтому они властвуют над равнинами.
Когда [совершенномудрый] желает возвыситься над народом, он должен ставить себя
ниже других. Когда он желает быть впереди людей, он должен ставить себя позади
других. Поэтому хотя он и стоит над народом, но народу он не в тягость; хотя он
находится впереди, народ ему не вредит. Поэтому люди с радостью его выдвигают и
от него не отворачиваются. Он не борется, благодаря чему он в мире непобедим.
Глава 67.
Батонов
67. Повсеместно наш Пyть
пpинимают за глyпость,
Hесyсветнyю глyпость пpичем.
Говоpят, что с пyстым непотpебством
Схож он необычайно.
Hо Пyти необъятность диктyет нам
Его в pамки пpиличья не втискивать.
А в тpадицию yместился бы,
То и вовсе б казался зpяшным.
Тpи сокpовища беpежно я хpаню:
Пеpвое -- состpадания даp;
Беpежливости чаша -- втоpое;
Тpетье в том, что не смею надеяться
Обpесть звание "пyп миpоздания".
Состpадающий вместит мyжество,
Беpежливый вместит изобилие,
А смиpеннейший может стать
Высочайшим оpyдьем Вселенной.
Хpабpость ныне
обходится без состpадания,
Изобилие без беpежливости обpетается,
А величие лишено смиpения --
Одним словом, полное надежд кpyшение.
Когда в сpажение идешь,
нет pавных состpаданию,
А в обоpоне его пpочность неизменна.
Как щит оно и меч людей,
хpанимых Богом.
Борушко
67. Кругом говорят: Дао велико,
не с чем сравнить.
Если сравнить -
станет сравнительно велико,
то есть ничтожно.
Три сокровища, которыми дорожу:
сочуствие,
скупость,
скромность.
Сочуствие приводит к мужеству.
Скупость - к щедрости.
Скромность - к лаврам вождя.
Храбрец без сочуствия,
Щедрый без скупости,
Вождь без скромности -
мертвы в сердцах людей.
Сочуствие ведет к победе в войне,
упорству в обороне.
Три сокровища, любезные небу.
Вингородский
67. В Поднебесной всегда называют мой Путь великим.
А он, похоже, ни с чем не сравним.
Ведь только потому и велик.
Причинность:
В схожести ни с чем не сравним.
Если уподоблять,
то с течением времени он становится крошечным.
У "меня" в наличии три драгоценности.
Удерживаю и сберегаю их.
Первая выражается в милосердии.
Вторая выражается в умеренности.
Третья выражается в том, что не осмеливаюсь
осуществлять впереди Поднебесной
Милосердие -
Причинность:
Способность к мужеству.
Умеренность -
Причинность:
Способность к широте.
Не осмеливаюсь осуществлять впереди Поднебесной -
Причинность:
Способность главенствовать в сотворении инструментов.
Теперь же, если, оставив, милосердия быть мужественным,
оставив, умеренности быть широким,
оставив, задних быть впереди,-
это смерть.
Ведь, воюя с милосердием, побеждаешь.
Удерживая с милосердием, достигаешь крепости.
Когда Небо помогает тебе,
оно посредством милосердия охраняет тебя.
Доброхотовы
67. Говорят, ДАО мое велико и не уменьшается
Уменьшилось бы, так рано или поздно
Стало совсем маленьким
Не уменьшается, потому что великое
Вот что я в себе ценю:
Первое -- я милосерден
Второе -- я бережлив
Третье -- не стремлюсь быть впереди
Я милосерден -- мне можно быть храбрым
Я бережлив -- есть на что быть щедрым
Не рвусь вперед --
Значит, когда надо, стану умным вождем
Храбрый без милосердия, щедрый без бережливости
Сталкивающий других с пути -- погибнет
Милосердный в бою побеждает
Оборона его неприступна
Небо его спасает, милосердие охраняет
Кан
67. Все в Поднебесной полагают мой Дао
Великим до не-сравнения... На то и Велик, чтоб быть Несравненным.
Сравню Его с Вечностью: она - меньше! Есть у меня три драгоценности,
коих держусь, оберегая: первая - Нежность, вторая - Умеренность,
третья - Не Сметь ставить себя во главу Поднебесной. Нежен -
могу быть храбрым. Во всем умерен - могу быть щедрым. Не ставлю
себя во главу Поднебесной - способен искусно править. Жестокосердная
храбрость, безмерная щедрость, безоглядное возвеличивание - ведут к
смерти! Кто нежен, тот и в бою победит, и устоит, защищая. Небо
ему - порукой, ибо Нежность ему - Оберегом.
Конниси
67. На всей земле люди говорят, что мое Тао велико.
Правда, оно похоже на безумство, но несомненно велико.
Я имею три преимущества, которые я сохраняю, как сокровище.
Первое из трех сокровищ есть человеколюбие.
Второе - бережливость.
Третье - смирение или то, благодаря чему я не желаю быть руководителем
для всей земли.
Человеколюбивые храбры.
Бережливые щедры.
Смиренные или не желающие быть руководителями для всей земли будут
полезны на долгое время.
Кто храбр, не зная человеколюбия, кто щедр, не зная бережливости, кто
идет вперед, не зная смирения, тот погибнет.
Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов. Если он защитит
народ, то оборона будет сильна.
Это потому, что его спасет Небо, которое дорожит подобным человеком.
Кувшинов
67. Все в Поднебесной называют мой Путь великим,
не имеющим себе равных.
Ибо велик он потому, что не похож ни на что.
Подобный мраку ночи незапамятных времен,
он так тонок, что не ухватишь рукой!
У меня есть три драгоценные вещи,
которым я следую и которые бережно храню.
Первая называется "глубокое чувство любви".
Вторая называется "умеренность".
Третья называется
"отсутствие стремления быть самым главным".
Исполнен любви,
и потому могу действовать с мужеством истинного воина.
Бережлив, и потому могу умножать свою силу.
Не стремлюсь быть самым главным в Поднебесной,
и потому могу достичь
высшей полноты управления сутью вещей.
Тот, кто сегодня оставляет любовь ради войны,
кто отвергает умеренность ради пышного изобилия,
кто отказывается быть повелителем ради того,
чтобы быть самым главным,
непременно погибнет!
Но тот, кто исполнен любви, сражается - и побеждает.
обретая контроль над своими чувствами, становится крепче.
Небо содействует ему,
заботясь о нем с терпением и любовью.
Лукьянов
67. В Поднебесной все называют мое Дао Великим, в подобии [ничему]
не подобным.
А поскольку велико, поэтому в подобии [ничему] и не подобно.
Если уподобить [его] вечности, то и она будет крошечной.
Я имею три драгоценности, держусь их и дорожу ими.
Первая называется "милосердие", вторая -- "простота",
третья -- "не смею встать впереди Поднебесной".
Милосерден, поэтому могу быть мужественным.
Прост, поэтому могу быть широким.
Не смею встать впереди Поднебесной, поэтому могу
быть духовным вождем.
Ныне тому, кто отбрасывает милосердие, а мужествен,
кто отбрасывает простоту, а широк,
кто отбрасывает то, чтобы встать сзади,
а становится впереди, -- смерть!
Если, питая милосердие, начнешь войну -- победишь.
Если организуешь оборону -- будет крепка.
Небо поможет такому, милосердие защитит его.
Маслов
67. Все в мире говорят,
что моё Дао велико и ни на что не похоже.
Лишь потому, что оно велико,
оно и ни на что не похоже.
Если бы оно походило на что-нибудь,
то давно бы стало едва приметным.
Я обладаю тремя сокровищами,
[кои] храню и [коими] дорожу.
Первое - великодушие.
Второе - бережливость.
Третье - не смею быть первым в Поднебесной.
Благодаря великодушию могу быть храбрым.
Благодаря бережливости могу быть щедрым.
Благодаря тому,
что не смею быть первым в Поднебесной,
могу стать господином сосудов.
Сегодня те, кто жертвует
великодушием ради храбрости,
бережливостью ради щедрости,
местом позади ради того, чтобы быть впереди,
обречены на смерть.
Великодушием побеждаешь в наступлении
и становишься неприступным в обороне.
Даже Небо спасает тех,
кто бережёт себя великодушием.
Неизвестный
67. Путь не сравнится ни с чем.
Он ни на что не похож.
Путь огромен.
Пространство - одна из его тропинок.
Путь беззаботен.
Время - одна из его игрушек.
Путь ускользающе тонок -
его не ухватишь рукой, его не встретишь негде.
Три вещи приходят за ним:
"Нежданная любовь",
"Беспечная отстраненность" и
"Неиерархическое главенство".
Полюбишь свой мир как он есть,
и мужество не покинет тебя.
Впитаешь все силы и слабости
и станешь воистину крепок.
Начнешь свободное движение
и поймешь, что преграды условны.
Полежаева
67. Не вечно никакое отношение.
Все, что имеет меру для сравнения,
Значенье измерения со временем теряет,
И с мерой отношение на противоположное меняет:
Что было меньше, станет больше,
а большое - время уменьшает.
Вот потому величье Дао непоколебимо,
Что с ним ничто в реальном мире несопоставимо.
Но все ж три вещи для меня особенно ценны:
Самоотверженность в любви, что мужество дает,
Нерасточительность ни в чем, что к щедрости ведет,
И скромность, что приносит власти уважение страны -
Гармонию баланс противоречий создает.
Кто к щедрости иль храбрости баланс смещает,
Иль в упоеньи властью скромность забывает,
Того погибель неизбежно ждет.
Любовь всегда в бою победу принесет
И в обороне неприступно защищает.
Того, кто любит - Небо охраняет.
Саврухин
67. Сpеди людей все pасценивают yловки высших властей как
полностью идyщие по стопам недобpодетели. Раз они важничают, то
yподобляются недостойным. Какие же имеют сходство с пpежними?
Котоpые не важничают!
Высшие власти владеют тpемя госyдаpственными pегалиямя, имеют
на pyках и несyт ответственность за них. Пеpвая есть любовь к малым,
втоpая -- беpежность, тpетья -- не позволять себе становиться
yчителем всех людей. Любит малых, поэтомy способен быть отважным.
Беpежный, поэтомy способен быть великодyшным, не позволяет себе
становиться yчителем всех людей, поэтомy способен сейчас стать
полезным pyководителем. Каким обpазом: стойкий и вместе с тем
снисходительный? Каким обpазом: любит малых и вместе с тем отважен?
Каким обpазом: отодвигается на втоpое место и вместе с тем
пpокладывает доpогy? Оставаясь веpным до конца! Ведь любит, как
мать, поэтомy, если бьется, то до конца, если защищает, то yпоpно.
Естественный закон выpyчит его, матеpинской любовью пpикpоет его.
Семененко
67. Все говорят о том, как сходство Дао моего велико с недостойным сыном. Но мое Дао
потому-то и велико, что напоминает сына, не похожего на предков. А было бы
похожим, то уж давно бы измельчало. У меня есть три сокровища, я их держусь и
берегу. Одно зовется материнскою любовью, второе - бережливостью, а третье -
тем, когда не смеют находиться впереди других. Люблю по-матерински и поэтому
способен преисполниться бесстрашия, обладаю бережливостью и потому способен
обрести широкость, не смею находиться впереди других и потому способен стать
распорядителем готовых чаш. Кто отрекается любить по-матерински и предпочитает
быть бесстрашным, отбрасывает бережливость и предпочитает широту, отказывается
быть сзади и предпочитает находиться впереди, того ждет гибель. Когда сражаются,
преисполняясь материнскою любовью, побеждают, а оборона с ее помощью становится
незыблемой. Спасение грядет от Неба, дающего защиту с материнскою любовью.
Соловьева
67. Люди говорят, что Сила моя велика,
и не мельчает со временем.
Великое неизменно во времени.
Но я не чувствую свое величие,
иначе стал бы ничтожным.
Я имею три преимущества,
которые сохраняю как сокровище.
Первое из трех сокровищ - сострадание.
Второе - умеренность.
Третье - смирение,
не стремление главенствовать.
Сострадание делает меня храбрым.
Умеренность делает меня щедрым.
Смирение делает меня вождем.
Кто храбр, не зная сострадания,
кто щедр, не зная умеренности,
кто главенствует, не зная смирения,
тот погибает.
Ведущий войну из сострадания,
побеждает любого врага.
Воздвигнутая им защита неприступна.
Само Небо благоволит тому,
кто сострадателен.
Ткаченко
67. Даже если
вся Поднебесная назовет меня великим, я таковым себя не сочту. Именно
потому, что сам себя таким не считаю, могу достичь величия. Если же
представить, что я приму это величание, -- много ли времени пройдет, прежде
чем от этой славы ничего не останется? У меня только три сокровища, которыми
я дорожу и никогда с ними не расстанусь: первое -- отеческая любовь; второе
-- умеренность; третье -- нежелание первенства в Поднебесной. Любовь
придает храбрость, умеренность дает возможность быть щедрым, отказ от
первенства -- власть над вещами. Так что даже при утрате любви остается
храбрость, при утрате умеренности -- широта, при потере скромности --
первенство. И даже если грозит смерть, присутствие любви всякое сражение
завершит победой, а всякую привязанность оставит прочной. Этому помогает
само небо, поскольку и ему присуща отеческая любовь.
Феано
67. Все говорят - велико твое Дао!
Разве уменьшится может оно?
Нет, ведь великое духу дано.
Разве уменьшиться духу пристало?
Вот три сокровища: первое то,
Что я людей всех люблю.
Сам небогат - бережливость ценю.
Третье, что жизнью дано:
Я не поставлю себя впереди,
Значит, могу быть вождем,
Храбрым и щедрым при том,
Что бережлив изнутри…
Если кто любит людей, то война
Дарит победу такому всегда.
Ян Хин Шун
67. Все говорят о том, что моё дао велико и не уменьшается. Если бы оно
уменьшилось, то после долгого времени оно стало бы маленьким. Не уменьшается
потому, что оно является великим.
Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе -
бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других. Я
человеколюбив, поэтому могу стать храбрым. Я бережлив, поэтому могу быть щедрым.
Я не смею быть впереди других, поэтому могу стать умным вождём.
Кто храбр без человеколюбия, щедр без бережливости, находясь впереди,
отталкивает тех, кто находится позади, - тот погибает. Кто ведёт войну
человеколюбиво, побеждает, и возведённая им оборона неприступна. Небо его
спасает, человеколюбие его охраняет.
Глава 68.
Батонов
68. Умелый воин от насилия далек,
А в опытном боpце
ты яpость не пpобyдишь,
Всесильный конквистадоp
в битвy не пойдет,
Великий повелитель -- тих и непpиметен.
Сию способность
можно миpолюбием назвать
Иль мастеpством pедчайшим человека.
К Господней меpке
тянется мyдpец от века,
Стpемясь геpоям легендаpным
быть под стать.
Борушко
68. Хороший боец отвергает битву.
Искусный воин презирает войну.
Достойный победитель равнодушен к победе.
Это - Дэ, избегающее борьбы.
Умелый хозяин избегает хозяйничать.
Умеет управлять людбми.
Так живут в согласии сДао -
древним замыслом мира.
Вингородский
68. Совершенствующийся в деле воина
не воинствен.
Совершенствующийся в битвах
не гневлив.
Совершенствующийся в победах над противником
не вступает в контакт.
Совершенствующийся в использовании людей
осуществляет ориентацию вниз.
Это определяется:
Потенция не-соперничания.
Это определяется:
Сила использования людей.
Это определяется:
Союз с пределом небесной древности.
Доброхотовы
68. Умный полководец не любит воевать
Умелый воин не любит убивать
Умеющий побеждать первым не нападет
Умеющий править людьми не унижает
Умение обходиться без насилия --
Это великая добродетель, это ДЭ
Великая власть -- это умение править
По законам природы и древним обычаям
Кан
68. Искусный
в служении - не воинственен. Искусный в ратном - не гневлив.
Искушённый в победах - не вынуждает. В расстановке людей искусный -
ставит себя низко. Такова Дэ Не-соперничающая. Такова Сила, людей
расставляющая. Означает: быть достойным Неба и Идеала
древних.
Конниси
68. Истинно просвещенный человек никогда не воюет.
Превосходный воин никогда не разгневается.
Победитель никогда не попросит содействия постороннего.
Умеющий пользоваться людьми охотно занимает низкое место, что называется
добродетелью без сопротивления, средством для (благоразумного) пользования
(услугами) людей и, наконец, согласованием с Небом.
Таково древнее постановление.
Кувшинов
68. Истинный воин не воинственен,
умеющий сражаться не жесток.
Способный одолеть равного не противостоит ему прямо,
умеющий использовать других всегда готов уступить.
Вот что называется не бороться с тем, что выше тебя.
Вот что называется уметь использовать тех, кто сильнее.
Вот что называется действовать согласно воле Неба,
согласно высшему началу, которое существует от века.
Лукьянов
68. Лучший из воинов не прибегает к силе.
Искусный в ратном деле не гневен.
Способный побеждать врага с ним не соприкасается.
Умелый в использовании людей ставит себя ниже их.
Это и называется не ведущей борьбы Дэ.
Это и называется использованием силы других.
Это и называется сочетанием с Древним Пределом Неба.
Маслов
68. Умелый полководец не воинственен.
Умелый в сражении не гневлив.
Умеющий побеждать врага
не вступает [с ним в поединок].
Умеющий использовать людей
ставит себя ниже их.
Это зовётся Благодатью без противостояния.
Это зовётся способностью использовать людей.
Это зовётся
следованием Небу и Пределу древности.
Неизвестный
68. Имеющий силу - спокоен
Умеющий бить - не жесток.
Способный добиться победы
не будет действовать прямо,
умеющий использовать других
всегда готов уступить.
Глупо бороться с тем,
что выше тебя,
но это не мешает его использовать.
Двигаясь в мощном потоке
можно его не заметить.
Встав у него на дороге,
будешь отброшен с пути.
Полежаева
68. Опытный воин - не рвется в сражение.
Грозный боец над собой не теряет контроля.
Умный стратег в поединок не вступит на поле.
Лидер великий, желая людей подчинить своей воле,
Не остановится перед своим унижением.
Это - талант побеждать без насилия,
Это - искусство людьми управлять без усилия,
С Небом и опытом древности соединение.
Саврухин
68. Кто щадит pядовых, тот не пpенебpегает опасностью. Кто
yмело ведет военные действия, тот не бpанится. Кто yмеет сдеpживать
сопеpника, томy не нyжно осиливать его. Кто беpежно использyет людей
на pаботах, тот выстyпает за yстyпчивость. Это означает
нpавственность, отвеpгающyю сопеpничество. Это означает пpименение
человеческого yмения. Вот что значит соответствие естественным
законам, идеал дpевних.
Семененко
68. Умеющий быть воином не ведает воинственности, умеющий сражаться - не бывает
гневен, умеющий одерживать победу над противником с ним не вступает в схватку,
умеющий использовать людей становится их ниже. Это называют добродетелью отказа
от соперничества, способностью использовать людей и верхом сочетания с Небесной
древностью.
Соловьева
68. Умный полководец не воинственен.
Умелый воин не гневлив.
Умеющий побеждать не нападает первым.
Умеющий управлять,
не стремится главенствовать.
Сила не стремится к борьбе,
лишь к сохранению.
Благое дело Силу преумножает,
напрасное растрачивает.
Таково древнее постановление -
- следовать изначальной природе вещей.
Сухоруков
68. Умелый полководец не драчлив. Тот, кто умеет сражаться, не дает волю ярости.
Тот, кто умеет побеждать врага, не вступает с ним в схватку. Тот, кто умеет
использовать других, ставит себя ниже их. Это называется добродетелью,
избегающей борьбы. Это называется способностью использовать других. Это
называется - следовать Небу и древнему началу.
Ткаченко
68. Кто
умеет служить -- не воинствен; кто умеет сражаться -- не гневен; кто умеет
побеждать -- не самоуверен; кто умеет привлечь людей -- никогда не
выказывает своего превосходства. Все это называется умением добиваться
своего без борьбы, или еще -- умелостью в обращении с людьми. Это также
можно назвать партнерством с самим небом. Этим владели в совершенстве только
в древности.
Феано
68. Не жаждет боя умный полководец.
А умный воин гневен не бывает.
Мудрейший на врага не нападает,
И правит, но не так, как доброволец.
В том сила управления людьми,
Чтоб следовать природе без борьбы.
Ян Хин Шун
68. Умный полководец не бывает воинствен. Умелый воин не бывает гневен. Умеющий
побеждать врага на нападает. Умеющий управлять людьми, не ставит себя в низкое
положение. Это я называю дэ, избегающее борьбы. Эта сила в управлении людьми.
Это значит следовать природе и древнему началу [дао].
|
| |