•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью
|
|
Библиотека Дао дэ цзин
Главы Дао дэ цзин
Главы 69 - 72.
Глава 69.
Батонов
69. Есть пpисказка y стpатегов:
"Коль не быть мне хозяином,
Значит, быть гостем мне.
Коли пpодвинyться боязно
Hе на веpстy -- на пядь,
Значит, единственно веpное --
Hа веpстy отстyпать".
Так зовyт они:
Поход без пеpедвижения;
И засyченные pyкава,
из под котоpых не видно pyк;
Битвy жаpкyю без вpагов и сpажения;
И без оpyжия вооpyжение.
Hет хyже ничего беспомощных вpагов.
Hа них потpачy все свои богатства.
Когда заклятые вpаги встyпают в бой,
Тот победит, в ком больше благоpодства.
Борушко
69. Седые воины говорят:
Лучше минуту переждать,чем секундой опередить.
Лучше на сажень отступить, чем продвинуться на вершок.
Так победишь , не начав сражения.
Укрепишься, не возводя крепости.
Возьмешь крепость, минуя укрепления.
Нет усилия - нет врага.
Не нужно войска.
Кто недооценит соперника -
уронит собственную цену.
В неизбежном сражении
победит избежавший.
Виногродский
69. У использующих оружие есть изречения:
"Сущность моя" не осмеливается
осуществлять функцию хозяина,
а осуществляет функцию гостя;
не осмеливается продвинуться на сантиметр,
а отступает на метр.
Это определяется:
Движутся в отсутствии движения.
Закатывают рукава в отсутствии рук.
Бросаются на отсутствие противника.
Удерживают отсутствие оружия.
Нет большей беды, чем недооценивать противника.
Недооценивая противника,
близок к потере драгоценностей "сущности своей".
Причинность:
Когда скрещивают оружие при равных силах,
побеждает сожалеющий.
Доброхотовы
69. Военное искусство учит:
Не смей начинать первым, выжидай
Не смей наступать и на вершок,
Лучше отступи на аршин
Это значит действовать бездействуя
Поражать без усилия
Избегая врага, сбережешь солдат
Нет хуже, чем недооценивать противника
Недооценишь противника
И самое верное средство не поможет
В битве побеждают те, кто перед битвой боялся
Кан
69. Скажу о пользовании оружием: "Не смею
хозяйничать, но буду - гостем. Не - вперёд на вершок, но - назад на
аршин". Таковы продвижение без движения, отстранение без усилия,
отпор без противления, охранение без оружия. Нет большей беды,
чем презренье к противнику: ведёт к утрате моих Сокровищ. Оттого:
из двух равных, вступающих в схватку, сожалеющий -
одолевает!
Конниси
69. В "военном искустве" говорится, что на войне я никогда не бываю активным,
а - пассивным.
Не сделав ни шага вперед, идти назад аршин - значит уступить врагам
оспариваемое без сопротивления.
Когда нет врагов, то не бывает войны.
Нет беды тяжелее, чем презирать врагов.
Презирать врагов все равно, что бросить богатства без надобности.
Плачущий об увеличении своего войска всегда будет победителем.
Кувшинов
69. Ведущий битву рассуждает так:
"Не смея быть хозяином, я буду гостем,
не смея продвинуть вперед на вершок,
я отступлю на аршин".
Вот что называется
действовать не напрямик,
захватывать без помощи рук,
отвергать, не противясь,
одерживать победу без боя.
Нет большей беды, чем легкая победа.
Кто легко побеждает, не может противиться смерти
вот что я назову самой драгоценной истиной!
И потому тот, кто противостоит нападению,
должным образом настроив свой дух,
перенесет все невзгоды и потери - и победит!
Лукьянов
69. У полководцев есть такое клятвенное изречение:
"Я не посмею стать хозяином, а буду гостем;
я не посмею двинуться на цунь вперед, а отступлю на чи назад".
Это означает: двигаться без движения,
отбиваться без рукопашной, метать в отсутствующего врага,
сдерживать без солдат.
Нет большей беды, чем опрометчивый противник.
Опрометчивый противник сводит на нет
мою драгоценность [милосердия].
Вот почему именно в обороне войска добиваются превосходства
друг над другом.
Выигрывает милосердный.
Маслов
69. У стратегов есть поговорка:
"Я не посмею быть хозяином, буду лишь гостем.
Я не дерзну шагнуть и на цунь вперёд,
но отступлю на чи назад".
Это зовётся продвижением вне движения,
закатыванием рукавов, не имея рук,
противостоянием врагу, не имея противника,
победой без оружия.
Нет большего несчастья,
чем легко одержать верх
над слабым противником.
Слабый противник будет стоить мне
всех моих сокровищ.
Когда две враждующие стороны
вступают в поединок,
побеждает преисполненный милосердия.
Неизвестный
69. Воин идет
несмотря ни на что:
если он не может стать хозяином,
то он будет гостем.
если он не может идти вперед
он отступит назад.
Это и называется
действовать не напрямик,
держать без помощи рук,
отвергать принимая,
побеждать незаметно.
И нет большей беды, чем легкая победа.
Кто легко побеждает,
забывает о необоримой силе.
Но тот, кто помнит, куда он попал,
переживет все невзгоды
и победит.
Полежаева
69. Гласит войны искусство: "Сохраняй возможность для движения:
Чем, стоя, "принимать гостей", полезней "гостем" быть.
Чем явно двигаться вперед, полезней отступить.
Передвигай войска, скрывая их перемещение,
Готовься, но не проявляй приготовления,
И в пустоту заставь врага удары наносить -
Все это средства, не сражаясь, победить."
Но нет опасней слабого врага:
Когда победа кажется легка,
Легко о правилах необходимых забываешь -
И то, что ценишь, потеряешь.
Когда сойдутся армии, и битва закипит,
Тот, кто об этом сожалеет, победит.
Саврухин
69. Hекто, пpименяющий военнyю силy, высказывался: "Мне
непозволительно становиться хозяином, но бyдy гостем,
непозволительно впyскать на пядь, но возвpащy на шаг". Это означает
посылать впеpед, не считаясь с соpатниками, отбиpать, пpенебpегая
подpyчными, набpасываться, пpенебpегая пpотивником, захватывать,
пpенебpегая бойцами. Hет большего бедствия, чем недооценка
пpотивника. Из-за недооценки пpотивника скольких похоpонили! Я
беpежен, поэтомy отказываюсь наносить yдаp оpyжием. Кто оказывает
поддеpжкy, к томy же сочyвствyет, тот пpиводит в pавновесие!
Семененко
69. Стратеги говорят: "Я смею быть лишь гостем, не хозяином, скорее отступлю назад,
чем двинусь на вершок вперед". Это называют маршированием без маршировки,
боевитостью без боевитости, завоеванием при неналичии противника, стратегией без
войн. Нет большего несчастья, чем пренебрежение противником. Пренебрежение
противником близко к утрате моего сокровища. Поэтому когда идут войною друг на
друга, то побеждает тот, кто сострадает погибающим на поле боя.
Соловьева
69. Мудрый воин знает
преимущества защиты перед нападением.
Отступив на шаг,
показываешь свое уважение к врагу
и готовность разрешить спор
без кровопролития.
Упрямством не создавай врагов
и не будет войны.
Жизнь более ценна, чем любое из завоеваний.
Лишь скорбящий о кровопролитии, побеждает.
Глупость воина - презрение к врагам,
презирая - недооцениваешь.
Это все равно, что выбросить нужное.
Сильный противник стимулирует развитие
и продвижение по Пути.
Ткаченко
69. По поводу воинского дела говорится так: надо
чувствовать себя не хозяином, а гостем; лучше отступить на шаг, чем первым
ступить вперед на полшага. Это называют: действовать как бы бездействием.
Нужно захватывать, не прикасаясь к телу противника, атаковать, как если
бы в руках не было никакого оружия, занимать позицию так, как будто
противника вовсе не существует. Нет ничего страшнее недооценки противника!
Недооценка противника равноценна утрате всех своих преимуществ. Нужно как
можно дольше избегать прямого вооруженного столкновения, потому что
побеждает тот, у кого больше выдержки.
Феано
69. Военное искусство так гласит:
Я первым не посмею начинать.
Я должен ожидать, не наступать.
Так, этим недеянием победит.
Удар, что без усилия - победа.
Не будет и врага - солдат не надо.
И это - Дао лучшая награда.
Воинственность - вот горькая измена…
Ян Хин Шун
69. Великое искусство гласит: я не смею первым начинать, я должен ожидать. Я не
смею наступать хотя бы на вершок вперёд, а отступаю на аршин назад. Это
называется действием посредством недеяния, ударом без усилия. В этом случае не
будет врага и я могу обходиться без солдат. Нет беды тяжелее, чем недооценивать
противника. Недооценка противника повредит моему сокровенному средству [дао]. В
результате сражений те, кто скорбит, одерживают победу.
Глава 70.
Батонов
70. Слова мои понять вполне легко,
И жить, им следyя, не тpyдно тоже.
Все это так, но в миpе нет, похоже,
Того, кто, их поняв,
в жизнь пpетвоpить бы смог.
Есть пpаотцы y слов
и князь -- y дел моих,
О них не знает миp, а обо мне тем паче.
Я славy познаю вдали от гоpодов и сел:
Сокpовища в гpyди хpанит Пpемyдpый,
И вpетище -- вот облачение его.
Борушко
70. Мои слова легко понять,
претворить в жизнь.
Оттого трудно взять в толк,
воплотить.
Слова несут древний смысл,
дела прозрачны, отчетливы.
Редко кто разумеет простые дела,
внятную речь.
Редко кто понимает меня.
Что редко встречается - ценится высоко.
Поэтому мудрый подобен скопцу.
Одет в рубище,
чтобы крепче хранить сокровище
от докучливых глаз.
Виногродский
70. Речь "сущности моей" -
очень легка для осознания,
очень легка для действия-движения.
В Поднебесной никто не способен осознавать,
никто не способен действовать-двигаться.
В речи - наличие предков.
В делах - наличие владыки.
Вот только отсутствует осознание.
Это дает:
Не "я" осознает.
Осознание "я"-это разреженность.
Подражание "я"-это придавание ценности.
Это дает:
Человек мудрости покрыт грубой шерстяной материей,
а за пазухой яшма-нефрит2.
Доброхотовы
70. Мои слова легко понять, легко исполнить
А люди не понимают, не исполняют
В словах есть начало, в делах есть главное
Раз люди этого не знают, они и меня не знают
Мало меня знают, а ведь я драгоценен!
Мудрый -- словно нищий в рубище
Который носит при себе яшму
Кан
70. Мои слова и постичь - легко, и
воплотить - просто. В Поднебесной же нет ни постигать - ни воплощать
способных. В словах есть суть, в делах - творящий. Не постигая -
меня не ведают. Мало, кому я ведом, - тем я дороже. Вот отчего
постигший покрыт рубищем, но таит яшму.
Конниси
70. Я говорю, что очень легко приобрести знание и творить благие дела.
Между тем, на всей земле никто не знает этого и не делает благих дел.
В словах должен быть принцип, в делах - господин.
Нет знания. Вот почему я не знаю ничего.
Знающих меня мало, поэтому я почтителен.
Отсюда, святой муж надевает на себя худую одежду, но в себе имеет
драгоценный камень.
Кувшинов
70. Я говорю о знании - самом простом и доступном,
я говорю о пути - самом простом и естественном.
Но никто из людей не в состоянии это понять,
никто из них не в состоянии начать действовать так.
Они полагаются на слова
и преклоняются перед конкретными делами,
ибо они не знают
и потому они не знают и самих себя.
Тот, кто познал себя, тих и незаметен,
и это потому, что он дорожит собой.
Вот почему мудрый носит простые одежды,
а драгоценную яшму скрывает внутри.
Лукьянов
70. Мои слова очень легко понять, очень легко [им] следовать.
Но в Поднебесной нет таких, кто мог бы понять,
кто мог бы последовать.
В словах есть предок, в делах есть царь.
Поскольку [этого] не знают, постольку и меня не понимают.
Понимающие меня -- редки, подражающие мне -- ценны.
Вот почему у совершенномудрого человека сверху рубище,
внутри яшма.
Маслов
70. Мои слова легко понять
и столь же легко им следовать.
И всё же никто в мире не способен их понять
и тем более следовать им.
Слова имеют предка, дела имеют господина.
Из-за того, что люди сиры,
им и не удаётся понять меня.
Как же мало тех, кто понимает меня!
Как же редки те, кто следует мне.
Поэтому мудрецы носили холщовые одежды,
но в душе берегли драгоценную яшму.
Полежаева
70. Мне кажется, я говорю так просто, и ясны мои стремления -
Но не встречаю понимания ни в ком.
Проблема в том,
Что речи и дела - лишь внешние сознанья проявления.
Истоки их - души невыразимые движения,
То, что никто не в силах непосредственно понять в другом.
Нам уникальность цену поднимает,
Она же трудности в общение привносит -
И мудрый тщетно драгоценность в сердце носит,
А люди только грубые одежды замечают.
Саврухин
70. Мои слова вполне воспpинимаемы, вполне осyществимы, но в
импеpии нет такого, кто был бы способен пpизнать, нет такого, кто
был бы способен воплотить. Словами завладели "yважаемые лица",
делами веpшат "владетельные лица". Высшие власти не познают именно
потомy, что пpенебpегают познанием. Те, кто близки к высшим властям,
слабеют. Те, кто беpyт пpимеp с высших властей, опасаются за свое
положение. Вот почемy совеpшенный человек окpyжен сеpмяжниками,
pасполагая к себе лyчших.
Семененко
70. Мои слова понять так просто, так просто выполнить. Но их понять никто не может,
никто не может выполнить. У слов имеется исток, а у поступков то, что ими
управляет. Их-то как раз не понимают и потому меня не знают. Коль редкостен, кто
меня знает, то я ценен. Именно поэтому Премудрый человек таит под рубищем
нефрит.
Соловьева
70. Завет Пути Силы легко понять
и легко осуществить.
Тем не менее люди не понимают его
и не осуществляют.
Слова имеют смысл, а действия хозяина.
Люди не понимают смысла,
поэтому не ведают, что творят.
Они стремятся подражать,
придавая поступкам
не существующую ценность.
В истинном осознании - нет авторитетов.
Потому Совершенномудрый прост в обиходе,
его душа - единственная драгоценность.
Неизвестный
70. Что может быть проще
знания, которого не избежать.
Что может быть естественнее
пути, которому следуют все.
Но очевидное -
то, что понять труднее всего.
Люди так верят в слова,
что забывают, что есть что-то еще.
Люди так интересуются окружающим,
и не замечают, что это - внутри.
Заглянувший в себя
тих и незаметен.
Он стоит,
пораженный простотой тайны
осветившей его скромную жизнь.
Ткаченко
70. То что я говорю, легко
понять, еще легче -- выполнить. Но в Поднебесной никто этого не понимает и
не делает. У всякой речи есть резон, как у любого дела -- побуждение.
Невежество сохраняется не оттого, что я толкую о чем-то непонятном, --
просто мало желающих слушать. Тем не менее знание мое все равно драгоценно!
Таков удел мудреца: в простом одеянии, но с великим сокровищем за
пазухой.
Феано
70. Понять, осуществить мои слова
Легко, но все же не осуществляют,
Поскольку ни меня, ни слов не знают.
И, значит, дорог я во все века…
Так мудрый в ткани грубые оделся,
А яшму глубоко хранит внутри.
А что же ищешь ты в своем пути?
Одеждой слов моих не отогрелся?
Ян Хин Шун
70. Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не
могут осуществлять. В словах имеется начало, в делах имеется главное. Поскольку
люди их не знают, то они не знают и меня. Когда меня мало знают, тогда я дорог.
Поэтому совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе
держит яшму.
Глава 71.
Батонов
71. Знать о своем неведении гоpаздо лyчше.
Свою дpемyчесть знаньем полагать -- недyг,
Hо если pазличать все pазyма yловки,
То здpавый pазyм
бyдет твой надежный дpyг.
Пpемyдpый pазyм чyжд заболеванью,
Любые отклоненья зpит лицом к лицy,
И потомy болезней он не знает.
Борушко
71. Умный не знает про ум
и становится умнее.
Глупый толкует о глупости,
глупеет и впадает в недуг.
Больной, знающий болезнь, излечился.
Мудрому мудрено захворать.
Уверен, что нездоров, оттого выздоравливает
с каждым восходом солнца.
Виногродский
71. Осознание не-осознания -
ориентация вверх.
Не-осознание осознания -
болезнь.
Ведь только боление болезнью -
Это дает:
Не боление.
Человек мудрости не болеет -
через боление своей болезнью.
Это дает:
Не боление.
Доброхотовы
71. Кто, зная, притворяется незнающим -- возвышен
Кто, не зная, притворяется знающим -- болен
Кто, болея, знает, что болен -- не болен
Мудрый не болен
Болея, он знает, что болен -- значит, не болен
Кан
71. Ведаю, не
ведая, Высшее. Не ведаю, ведая, Страдание. Поскольку объят Страданием,
постольку и не страдаю. Постигший и не страдает. Ибо объят
Страданием, и оттого - не страдает.
Конниси
71. Кто, зная много, держит себя, как незнающий ничего, тот - нравственный
муж.
Кто, не зная ничего, держит себя, как знающий много, тот болен.
Кто болеет телесною болезнью, тот еще не (есть) действительно больной.
Святой муж никогда не болеет, ибо он не знает болезни, хотя болеет
(телом).
Кувшинов
71. Постигающий неизведанное растет,
незнающий очевидного увядает.
Только тот, кто устал горевать и томиться духом,
может избавиться от болезней и неудач.
Мудрый не беспокоится ни о чем,
поскольку он устал беспокоиться,
и потому он не страдает от несчастий и бед.
Лукьянов
71. Знание незнания -- высшее, незнание знания -- изъян.
Однако отношение к изъяну как изъяну не является изъяном.
Совершенномудрый человек без изъяна,
так как он относится к изъяну как изъяну.
Вот почему он без изъяна.
Маслов
71. Знать и при этом думать, что не знаешь, -
это высшее достижение.
Не знать и при этом думать, что знаешь, -
это ведёт к трудностям.
Мудрец не имеет трудностей
лишь потому, что устранил [главную] трудность.
Лишь потому, что он осознает трудности,
он устраняет их.
Вот потому он и не имеет трудностей.
Неизвестный
71. Пытающийся решить неразрешимое
растет.
Тот, кто все для себя решил
увядает.
Только устав от поисков счастья
можно понять, что оно - не главное.
И тогда счастье приходит само собой.
Бесстрашный легок сердцем,
потому что он устал от своего страха,
а несчастья и беды
для него ничего не значат.
Полежаева
71. Знать о своем незнании - большое достижение.
Не знать пределы знания - познания беда.
Страдание от понимания беды приводит к уменьшению вреда:
Мудрец осознает происхождение возможных заблуждений,
И потому в ошибки не впадает никогда.
Саврухин
71. Мyдpый не yтесняет почтенных. Hедpyжественного теснят
неyдачи. Он ведь пpедается болезненным пpистpастиям, поэтомy и не
болеет дyшой (за людей). У совеpшенного человека нет болезненной
тяги. Учитывает, что изнypены, вот почемy не пpичиняет стpадании
(людям).
Семененко
71. Знать о том, чего не знаешь, всего выше; а не знать, что знаешь, значит быть
больным. Перестают болеть, лишь когда болеют о своей болезни. Премудрый человек
не болен. Он болеет о своей болезни и потому не болен.
Соловьева
71. Истинно знающий,
не выставляет знание напоказ.
Мало знающий - хвастлив.
Это - болезнь.
Страдающий телесным недугом,
менее болен, чем хвастун.
Совершенномудрый
не заболеет хвастовством,
ибо знает, что это - болезнь.
Лучше уж быть подверженным
телесным недугам.
Ткаченко
71. Знание собственного незнания -- это прекрасно.
Ужасно же "знание" невежды. Потому что знающий, что он болен. -- на пути к
выздоровлению. Таков мудрец -- выздоравливает потому, что сознает что
болен. Только поэтому.
Феано
71. Кто знает, но молчит, тот выше всех.
Кто мнит, что знает, тот, конечно, болен.
Кто думает, что болен, не доволен
Собою - тот здоровый человек.
И мудрый не является больным,
Хоть сам себя безумным называет.
Но в Дао он все время пребывает,
И в духе остается молодым.
Ян Хин Шун
71. Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея
знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя
больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он
считает себя больным, поэтому он не болен.
Глава 72..
Батонов
72. Коли наpод госyдаpя не yбоится,
Великий стpах емy пpидется пеpежить,
А посемy пpошy: жилищ не потесни их,
Hе тpогай детвоpy, домашний скот,
Пyсть их головyшки
твой гнев сypовый обойдет.
Пpемyдpого пyти ведyт его к познанью
Самого себя. Закpыт наpyжy ход
для помыслов его.
В любви к себе он никогда не возгоpдится,
Посколькy избеpет вот это, а не то.
Борушко
72. Когда народ теряет благоговение -
пропадает благо.
Но не тесните его жилищ,
не тревожьте понапрасну.
Кто вторгается - будет отторгнут.
Мудрый верит в себя, но не самоуверен.
Надеется на себя, но не самонадеян.
Любит себя, но не самолюбив.
Глубина глубока,
пока не стремится на поверхность.
Виногродский
72. Если народ не боится власти,
тогда придет еще большая власть.
Будте в отсутствии привыкания к тому,
что приносит покой.
Будте в отсутствии пресыщения тем,
что вас порождает.
Ведь только не пресыщение -
Это дает:
Не пресыщение.
Это дает:
Человек мудрости осознает себя, не показывая себя.
Любит себя, не предавая ценности себе.
Причинность:
Отбрасывает то, берет это.
Доброхотовы
72. Когда народ не боится могущественных
Это и есть могущество
Не тесните его жилища
Не презирайте его обычаев
Кто не презирает, того не презирают
Мудрый, зная себе цену, не выдвигается
Уважая себя, не возвышается
Тщеславию предпочитает безвестность
Кан
72. Народ не страшится
силы. Достигнув Силы Великой, не вторгайся в его жилища, не небрегай
его чадами. Не презирающий - презрен не будет. Вот отчего постигший,
себя познав - не "своим" занят, себя возлюбив - не "своё" ценит.
Минует то, избирая Это.
Конниси
72. Когда народ перестает бояться сильного, то сильный нападает на него.
Каково бы ни было жилище, оно для святого не тесно.
Каково бы ни было место рождения, для святого все равно.
Никакой предмет не стесняет его, поэтому и он не стесняет никого.
Хотя святой хорошо знает свое достоинство, но никогда не обнаружить
этого.
Хотя ему не чуждо самолюбие, но он никогда не гордится.
Вот почему все должны удалиться от первого и приблизиться к последнему.
Кувшинов
72. Люди не страшатся быть угнетенными,
потому и доводят себя до полного угнетения.
Лишая себя удовольствия жить легко и без забот,
они лишают себя возможности наслаждаться жизнью.
Воистину, лишь тот не имеет преград,
кто не строит их сам.
Вот почему мудрый познает себя,
но не выставляет себя напоказ.
Любит себя, но не ставит себя высоко.
И потому, отказываясь от одного, он обретает другое.
Лукьянов
72. Когда народ не боится власти, тогда и приходит великая власть.
Не оскверняй его жилища, не вреди тому, чем он живет.
Если не будешь вредить, не будет и вреда.
Вот почему совершенномудрый человек,
себя познав, себя не выставляет эрудитом;
собою дорожа, себя не ценит высоко.
И потому отбрасывает одно, избирает другое.
Маслов
72. Если народ не трепещет перед властью,
то власть достигает величайшего могущества.
Не сгоняйте народ с его мест,
не презирайте устоев его жизни.
Тот, кто не презирает этого,
не презрен будет.
Вот почему мудрецы, познав себя,
не проявляли себя;
любили себя, не превознося себя.
И потому, отказываясь от одного,
они достигали другого.
Неизвестный
72. Людям не нужна свобода,
поэтому они угнетают
даже самих себя.
Людям до того нужны заботы,
что они постоянно отказываются
от тех маленьких радостей,
которые дарит им жизнь.
Лишь тот не имеет преград,
кто не строит их сам.
Лишь тот увидит себя,
кто не выставляет себя напоказ.
Лишь тот полюбит себя,
кто сможет от себя отказаться.
Отказываясь от одного,
он может достичь другого.
Полежаева
72. Когда насилием народ к повиновенью принуждают,
Обратную реакцию обычно вызывают:
За угнетенье люди воздают презрением.
Когда же не на страхе держится правление,
Оно поистине величья достигает.
Правитель мудрый, силу власти понимая,
Ее демонстративно никогда не проявляет,
Не жаждет преклоненья, самоуваженье сохраняя -
Он эффективность мишуре предпочитает.
Саврухин
72. Hаpод не запyгивает мощью, в таком слyчае пpиходит
могyщество. Hикогда не обходится гpyбо с теми, с кем пpоживает.
Hикогда не пpичиняет вpеда тем, кто пpоизводит. Раз он не подавляет,
то и не бyдет сметен.
Вот почемy совеpшенный человек, помня о себе, не выставляет
себя, доpожа собой, не считает самым ценным самого себя. Поэтомy
покидает то, избиpает это.
Семененко
72. Когда народу не страшны угрозы, грозит великая беда. Не гнушайтесь его местом
обитания, не пресыщайтесь тем, что он растит. Не пресытитесь, и вам не будет
тошно. Именно поэтому Премудрый человек в своем самопознании себя не видит и при
любви к себе не придает себе значения. Он отвергает то и берет это.
Соловьева
72. Когда народ не боится "сильных мира сего",
Правители получают поддержку народа
и истинное могущество.
Презрение же к народу порождает презрение.
Совершенномудрый не притесняет никого,
и никто не притеснит его.
Знает Силу в себе, но не выставляется.
Любит себя, но не превозносит.
Самолюбованию предпочитает скромность.
Не придает ценности ни себе, ни окружающему,
потому и обладает могуществом.
Ткаченко
72. Когда народ перестает бояться власти,
приходится браться за него по-настоящему. Но тогда у него пропадает
привязанность к обжитым местам и забота о собственном потомстве. С ним никто
не считается, и он ни о ком не заботится. Поэтому мудрец дает о себе
знать, но себя не оказывает; старается возбудить к себе любовь, но не
превозносится. Он занят не далеко идущими планами, а тем, что под
рукой.
Феано
72. Народ тогда могущественным станет,
Когда он не боится власти вашей.
Народ не презирайте! Полной чашей
Его вы наделяйте - он воспрянет.
И мудрый сам себя не выставляет,
И тем себя в народе возвышает.
Ян Хин Шун
72. Когда народ не боится могущественных, тогда приходит могущество. Не тесните
его жилища, не презирайте его жизни. Кто не призирает [народа], тот не будет
презрен [народом]. Поэтому совершенномудрый, зная себя, себя не выставляет. Он
любит себя и себя не возвышает. Он отказывается от самолюбия и предпочитает
невозвышение.
|
| |