•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью
|
|
Библиотека Дао дэ цзин
Главы Дао дэ цзин
Главы 73 - 76.
Глава 73.
Батонов
73. Молодец хpабpый pешится --
жизни лишит, не глядя;
А не осмелится хpабpый --
жизнь сбеpежет тогда.
Добpо и зло pождаются отсюда.
"Hепpимиpим к одним
Господь бывает почемy-то".
Тyт есть о чем Пpемyдpомy подyмать...
Сомнений нет, везде Господний Пyть доpогy
Себе пpоложит, в битвy не встyпая.
Без слов обходится Господь,
ответы полyчая.
Он вещи не зовет, но все pавно пpиходят.
Свой замысел веpшит, не поспешая.
Весь миp Господня сеть в себя вмещает,
Хоть шиpоки ячеи, ничемy ее не избежать.
Борушко
73. Смелый и отчаянный - несет гибель и гибнет.
Смелый и безмятежный - хранит жизнь.
Вред или пользу приносит смелость?
Мотивы ненависти неба непостижимы,
и мудрый иногда бессилен помочь.
Небесное Дао не борется, но побеждает.
Не задает вопросов, но получает ответы.
Приходит без зова,
управляет без усилий.
Небесная сеть широка,
ячейки просторны,
но ускользнуть невозможно.
Вингородский
73. Храбрость в смелости ведет к гибели.
Храбрость в не-смелости ведет к жизни.
В этой паре может быть польза, может быть вред.
Если Небо не любит кого-то, кто знает причину этого?
Это дает:
Человек мудрости приближает процесс к трудности.
В Пути Небес -
нет соперничества - а совершенствование в победах;
нет речи - а совершенствование отклика;
нет призывания - а само приходит;
такая беспечность - а совершенствование замыслов.
Сеть Неба необъятно редка, а нет упущений.
Доброхотовы
73. Храбрый и воинственный погибает
Храбрый и миролюбивый живет
Одно на пользу, другое во вред
Кто знает, почему нетерпимо Небо?
Это и мудрому трудно объяснить
Небесное ДАО побеждает без насилия
Отвечает без слов
Приходит без зова
Правит, пребывая в покое
Сеть природы редка, но ее не минуешь
Кан
73. Храбрость при дерзости -
губит. Без дерзости же - спасает. И то и другое бывает - полезно,
бывает - вредно. Что Небу угодно? Кто Его ведает... Вот отчего
постигшему всё, что ни есть, - трудно. Дао Небес: Он - не
соперничает, но искушён в победах; не рассуждает, но искушён в
ответах; не зазывает, но Естеством привлекает; столь щедр, обилен,
а всё же - на всех хватает. Небесный Невод широк и редок, но -
ничего не упустит.
Конниси
73. Кто силен и дерзок, тот убьет людей.
Кто силен, но не дерзок, тот оживит людей.
Эти оба либо полезны, либо вредны.
Никто не знает, почему небо любит один предмет, а другой нет. Решить этот
вопрос даже святой муж не может.
Небесное Тао никогда не ссорится, поэтому оно побеждает всех.
Хотя оно мало говорит, но обсуждает лучше, нежели многоречивые.
Никто не вызывает (Тао), но оно присутствует везде.
Нам кажется, что оно ничего не делает, но на самом деле оно действует
лучше всех.
Небесная сеть не плотна и как будто пропускает все предметы через себя;
но из нее ничего не выйдет наружу.
Кувшинов
73. Тот, кто становится отважным, теряя голову,
непременно погибнет.
Тот, кто действует бесстрашно, не теряя головы,
сохранит свою жизнь.
В этих двух вещах заложены и польза, и вред.
Кто знает, почему перед лицом Неба все испытывают страх?
Даже мудрый не в силах отбросить его.
Небо действует так, что
не борется и без труда побеждает,
не убеждает словами и без труда получает согласие,
не призывает к себе, а все сами к нему стекаются,
действует хладнокровно и без труда добивается своего.
Сети Неба раскинуты повсюду, и, хотя и имеют отверстия,
сквозь них не проскочишь!
Лукьянов
73. Храбрый и безрассудно-дерзкий останется без головы.
Храбрый, но не безрассудно-дерзкий останется в живых.
Из этих двух одно означает пользу, другое вред.
Небу нечто ненавистно, а разве кто знает причину этого?
Поэтому и совершенномудрый человек тоже затрудняется
в ответе на это.
Дао Неба не борется, но легко побеждает;
не говорит, но дружески откликается;
не призывается, но само приходит;
чисто-спокойно, но искусно в замыслах.
Сеть Неба широка и редка, но ничего не упускает.
Маслов
73. Кто безрассуден в своём бесстрашии -
погибает.
Кто не безрассуден в своём бесстрашии -
остаётся жить.
Из этих двух начал одно ведёт к пользе,
другое - к беде.
Кто знает, почему Небо презирает одно из них?
Даже мудрецы считали некоторые дела
крайне трудными.
Путь Неба не соперничает, но побеждает;
не говорит, но даёт ответ;
не будучи призванным, приходит сам;
медлителен, но в намерениях всеобъемлющ.
Широка Небесная сеть, редки её ячейки,
но не пропускают ничего.
Неизвестный
73. Смелость вредна,
если вместе со страхом
ты теряешь голову.
Смелость прекрасна,
если страх исчезает сам собой.
Но это - крайности,
а жизнь притаилась где-то
между ними.
Так уж устроено, что перед лицом Неба
каждый испытывает страх.
И никто не в силах отбросить его.
Небо не борется и без труда побеждает.
Не убеждает и без труда получает согласие.
Не призывает, а все стекается к нему
само собой.
Сети Неба почти незаметны,
но никому не удастся
сквозь них проскочить.
Полежаева
73. Не знающий страха, кто действовать смеет,
На смерть и себя, и других обрекает.
А скромный и кроткий, кто страха не знает,
От смерти спасать и спасаться умеет.
Обоими движут благие стремленья,
Но необъяснимы Небес предпочтенья:
Добро или зло в результате случится,
Мудрец предсказать никогда не решится.
Судьба без борьбы храбрецов побеждает,
Приходит без зова, без слов отвечает,
Без плана раскинуты редкие сети -
Но их не минует никто на планете.
Саврухин
73. Отважен до деpзости -- в таком слyчае пpичиняет смеpть.
Отважен без деpзости -- в таком слyчае спасает от смеpти. Из этих
двyх один благопpиятствyет, дpyгой гyбит. Это тот, кого сypово
наказывают естественные законы. Зачем же yтеснители с собой несyт
погибель?
Вот почемy совеpшенный человек в любом слyчае отвеpгает это.
Идя в pyсле естественных законов, не стpемится показать свое
пpевосходство, но yмело пpиводит в pавновесие, не yказывает, а
дpyжески отзывается, ничем не пpивлекает, но и сам надвигаться
пеpестает, yстанавливает согласие и легко договаpивается.
Естественное pасположение (сел) откpывает пpостоpные пyти, но не
yтpачивает (людей).
Семененко
73. Когда смелы в том, чтобы сметь, предают смерти; когда смелы в том, чтобы не
сметь, то воскрешают. В обоих случаях приносится иной раз польза, а иной раз
вред. Кто знает, почему бывает Небу что-то ненавистно? Именно поэтому Премудрый
человек как бы во всем испытывает затруднение. Дао Небес умеет без борьбы
одерживать победу, умеет молчаливо откликаться, является само без зова, умеет
неумышленно замыслить. Широко раскинута сеть Неба, и хоть она редка, но из нее
не выскользнуть.
Соловьева
73. Сила дерзости - убивает.
Сила любви - животворна.
Это - польза и вред Силы.
Непостижимы предпочтения Пути Силы:
не соперничает ни с кем, но всегда успешен;
не говорит, но отвечает на все вопросы;
не зван, но присутствует везде;
не действует, но сделано бывает всё.
Позволяет действовать свободно,
но отвечает противодействием.
Влияние его неощутимо, но явственно.
Ткаченко
73. Когда допускают свободу действий, это обязательно
кончается разбоем; когда ее решительно пресекают, -- устанавливается
довольно скучный порядок. И в том, и в другом состоянии общества есть
преимущества и недостатки. Никогда неизвестно заранее, что именно
ненавистно небу. Поэтому мудрец считает эту дилемму трудноразрешимой.
Вообще говоря, путь неба -- побеждать без борьбы, получать отклик на
невысказанные пожелания, принимать приходящих без приглашения и осуществлять
планы, никем не задуманные. Но небо -- это небо: сеть огромная и хотя и
редкая, но охватывающая всех без исключения.
Феано
73. Младенец слаб и нежен, а старик,
Хоть тверд и крепок, все же умирает.
С растениями тоже так бывает.
Коль дерево твердо - топор велик.
И войско, что могуче, скоро гибнет,
И в сильном нет особого значенья,
Коль слабый побеждает в заключенье.
Природа Дао всякого достигнет.
Ян Хин Шун
73. Кто храбр и воинствен - тот погибает, кто храбр и не воинствен - будет жить.
Эти две вещи означают: одна - пользу, а другая - вред. Кто знает причины того,
что небо ненавидит [воинственных]? Объяснить это трудно и совершенномудрому.
Небесное дао не борется, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать.
Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть природы редка,
но ничего не пропускает.
Глава 74.
Батонов
74. Обычно смеpти стpах неведом человекy,
К чемy запyгивать тогда
yходом в миp иной?
Да, если б делом pедким, неизвестным
Была кончина, то всегда б ее боялись,
Hо кто б осмелился
над плахой занести топоp?
Исполнить пpиговоp всегда готов палач,
Hо если кто дpyгой за казнь возьмется,
То это все pавно что подмастеpье
За непpостой заказ беpется:
Рyбить стаpается, как мастеp показал,
Hо pедко по pyкам-ногам себе не попадал.
Борушко
74. Кто не боится смерти -
тому глупо грозить смертью.
Кто угрожает и наслаждается страхом -
ходит по краю пропасти,
как тарантул по краю ладони.
Кто приводит приговор в исполнение -
всегда будет правой рукой.
Кто дерзнет заменить правую руку -
замахнется на правила Большого Искусства.
Кто замахнется на правила Большого Искусства -
наткнется рукой на лезвие топора.
Вингородский
74. Если народ не боится смерти,
то что его смертью пугать?
А вот, если человек
при постоянстве страха смерти
осуществляет аномальное,
то "сущность моя" должна схватить и убить его.
Кто осмелится?
Постоянно есть ведающий убийствами, который убивает.
А вот если убивать вместо ведающего убийствами -
Это определяется:
Заменить великого мастера-плотника.
Вот замените великого мастера-плотника, -
и редко будет такой, кто не поранит себе руки.
Доброхотовы
74. Народ не боится смерти
Можно ли грозить ему смертью?
Кто держит людей в страхе и наслаждается их страхом
Тех надо уничтожать
Кто смеет это делать?
Извечна смерть, и она убивает
Кто хочет заменить ее?
Это значит заменить великого мастера
Кто возьмет орудие великого мастера
Поранит руки
Кан
74. Народ не страшится смерти. Что
ожидает смертью его запугивающих? Дабы народ постоянно страшился
смерти прибегающих к исключительному - я стремлюсь задержать. Но
покарать их кто посмеет? Есть Вечносущий Распорядитель Кары. Он
- карает. Если же кто подменяет Его, карая, то подменяет
Великого Рубщика Сучьев. Кто подменяет Великого Рубщика Сучьев -
редко рук себе не поранит! ничто не упустит.
Конниси
74. Народ, не боящийся смерти, нельзя страшить смертью.
Народ, приученный бояться смерти, нельзя страшить делами, могущими
причинить ему смерть.
Есть люди, должность которых - убивать. Убивающий людей вместо палача
называется наместником убийцы.
Наместник убийцы повредит свою руку, совершая убийство.
Кувшинов
74. Люди не оказывают должного внимания смерти.
ибо ничего не могут поделать с тем ужасом,
что внушает им смерть.
Воистину, неслыханная вещь,
чтобы люди постоянно помнили
о нависшей над ними смерти.
Я получаю во владение жизнь, а затем меня лишают ее.
Кто же принимает решение?
Тот, кто извечно ведает смертью, тот и забирает жизнь.
Тот же, кто пытается занять его место, погибнет,
ведь это все равно, что пытаться заменить
Великого Мастера, хватаясь за его топор.
Тот, кто пытается заменить Великого Мастера,
хватаясь за его топор,
вряд ли сумеет остаться с целыми руками!
Лукьянов
74. Если люди не боятся смерти, то зачем же пугать их смертью?
Если было бы так, что люди постоянно
боялись бы смерти и творили зло,
а я хватал бы и казнил, то кто посмел бы [нарушить закон]!
Всегда есть тот, кто отвечает за казнь и казнит.
Но если заменить собой того, кто отвечает за казнь и казнит,
то это все равно, что заменить великого мастера рубить.
Тот, кто заменит великого мастера рубить,
редко когда не поранит себе руку.
Маслов
74. Когда народ не боится смерти,
зачем же угрожать ему смертью?
Если бы народ постоянно боялся смерти,
а я хватал провинившихся
и предавал их казни,
кто посмел бы творить беззаконие?
Всегда существует Палач, который казнит.
Казнить от имени Палача -
подобно тому,
как рубить дерево от имени Великого мастера.
Редко найдётся тот,
кто, рубя от имени Великого мастера,
не поранил бы себе руки.
Полежаева
74. Не стоит людей страхом смерти пугать:
Нет смысла бесстрашный народ устрашать,
А коль население смерти боится,
Но кто-то закон все ж нарушить стремится,
То чтоб уваженья людей не лишиться,
Придется угрозу свою исполнять,
Хватать нарушителей и убивать -
А сможешь ли ты на такое решиться?
Есть Тот, кто всегда принимает решенье -
Извечно выносит Он свой приговор
И сам же приводит его в исполненье.
Не стоит хватать самозванцу топор.
За Мастера Смерти пытаясь рубить -
Лишь руки рискуешь себе повредить.
Саврухин
74. Hаpод нельзя запyгивать смеpтными казнями. Каким обpазом
yнять yстpашающего смеpтными казнями? Если повелевает постоянно
запyгивать наpод смеpтными казнями и твоpить зло, нам необходимо
схватить и yбить его. Кто деpзнет? Обычно казнит тот, кто имеет чин
ведающего казнями. Если казнит тот, кто заменил ведающего казнями,
это значит, что (он) занял место палача. Тот, кто заменит палача,
pедко когда не поpанит себе pyкy!
Семененко
74. Когда народ не ощущает страха смерти, то как же можно смертью устрашать народ? И
кто посмел бы это делать, если бы народ незыблемо боялся смерти, а тех, кто
строят козни, мне удалось бы взять и предать смерти? В незыблемости пребывает
ведающий убиением, который подвергает смерти. Убивать вместо него - это все
равно как попытаться что-либо вытесывать, вообразив себя великим плотником.
Скорей всего поранишь только свои руки.
Соловьева
74. Народ, не знающий страха смерти,
невозможно держать в повиновении.
Тогда народ заставляют бояться смерти,
назначив должность палача.
Существует некий носитель смерти,
он всесилен и независим.
Тот, кто пытается заменить его,
претендует на роль Великого Мастера.
Поэтому палач, совершая убийство,
рискует повредить себе.
Неизвестный
74. Люди отворачиваются от смерти,
ведь ужас, поднимающийся в их душе
вспыхивает ярче солнца.
Человек перестает быть человеком
если живет, постоянно глядя в глаза смерти.
Человек появляется,
но ему необходимо исчезнуть.
Почему так устроено?
Кто сможет прикоснуться
к этой извечной тайне?
Тонкий и безжалостный механизм жизни
не дается в руки
самоуверенных искателей истины.
И тому, кто решит заменить
Великого Мастера,
выпадет лишь созерцать
механизм собственного
уничтожения.
Ткаченко
74. Если народ
привык к казням, смерть как средство устрашения становится совершенно
бесполезной. Однако если постоянно угрожать народу смертью, а на самом деле
казнить редко, то все будут трепетать в момент вынесения мною приговора.
Если не давать палачам сидеть без дела или действовать вместо них -- это
будет все равно что плотничать вместо плотников. А кто возьмется плотничать
вместо настоящего плотника, скорее всего поранится.
Феано
74. Зачем народ угрозами пугать
И карою? И смертью угрожать?
Того, кто эти действия свершает,
Судьбою Дао и уничтожает.
В природе есть естественный кинжал,
Но кто его собою подменял,
Тот Мастера времен не убоялся,
И сам же без руки тогда остался…
Ян Хин Шун
74. Если народ не боится смерти, то зачем же угрожать ему смертью? Кто
заставляет людей бояться смерти и считает это занятие увлекательным, того я
захвачу и уничтожу. Кто осмеливается так действовать?
Всегда существует носитель смерти, который убивает. А если кто его заменит - это
значит заменит великого мастера. Кто, заменяя великого мастера, рубит [топором],
повредит свою руку.
Глава 75.
Батонов
75. Пpиходит голод к людям оттого,
Что мытаpи лютyют не по пpавy --
Hичем не бpезгyют, особенно зеpном,
И вот yже глядит нyжда в окно.
Попpобyй-ка, поyпpавляй людьми,
Весьма непpосто дело это.
Ведь все чиновники повыше, так и знай,
Вмешаться ноpовят, и нет от них спасенья.
Вот почемy тpyдна наyка yпpавлять.
А смеpтью наш наpод не запyгать:
Ведь столько в жизни
пpедстоит yспеть до сpока,
Что некогда всеpьез о смеpти pазмышлять.
И ценят жизнь во всем,
хоть скpомен их достаток,
Зато дyшою побогаче бyдyт баp.
Ведь господинy смеpть меpещится повсюдy,
Когда добpа полно,
все мнится тать или пожаp.
Борушко
75. Отчего народ голодает,
Оттого что налоги чрезмерны.
Вот почему народ голодает.
Народ выходит из подчинения,
потому что цари стремятся его подчинить.
Вот почему народ выходит из подчинения.
Люди не думают о смерти - поглощены заботой о жизни.
Вот почему смерть приходит внезапно.
Чем ниже ценишь жизнь,
тем выше цена каждого дня.
Вингородский
75. Голод в народе - это из-за того,
что их высшие берут много налогов на зерно.
Это дает:
Голод.
Народом трудно управлять - это из-за того,
что их высшие осуществляют наличие.
Это дает:
Трудно управлять.
Народ легко относится к смерти - это из-за того,
что их высшие стремятся в толщу жизни.
Это дает:
Легко относится к смерти.
Ведь только в отсутствии осуществления за счет жизни
заключается мудрая способность ценить жизнь.
Доброхотовы
75. Народ голодает
Потому что власти берут слишком много налогов
Оттого и голодает
Народом трудно управлять
Потому что власти слишком деятельны
Оттого и трудно
Народ не боится смерти
Потому что сила жизни в нем слишком велика
Оттого и не боится
Если не дорожить жизнью, то она чего-то и стоит
Кан
75. Народ голодает, ибо верхи
налоги, поборы множат. Отсюда - голод. Тяжко править людьми, ибо
верхи правят ими, влияя. Отсюда - тяжесть правления. Народ презирает
смерть, ибо верхи рьяно жизнь свою утучняют. Отсюда - презренье к
смерти. Лишь тот, кто не ради жизни деяет, мудр в почитании
жизни.
Конниси
75. Оттого народ голодает, что слишком велики и тяжелы государственные
налоги.
Это именно - причина бедствия народа.
Народ сделается непослушным, если правительство будет хлопотать о них
чрезмерно много.
Это именно - причина непослушания народа.
Когда народ слишком сильно ищет жизни, то он будет смотреть на смерть,
как на самое легкое дело.
Это и есть причина пренебрежительного отношения народа к смерти.
Вот почему не ищущий жизни мудрее ищущего ее.
Кувшинов
75. Глядя на людей, можно подумать,
что они все время голодны, поскольку превыше всего
они стремятся к накоплению и умножению своих запасов,
потому и не могут насытиться.
Люди с трудом поддаются изменению, поскольку
превыше всего они ставят то, что имеет резон,
потому и трудно им измениться.
Люди без труда умирают, поскольку
превыше всего заботятся
о сохранении жизни и благополучия,
потому и не могут противиться смерти.
Ведь только тот, кто освободился
от стремления к сохранению жизни, знает ей цену.
Лукьянов
75. Народ голодает, потому что налоги на содержание верхов велики.
Вот почему [он] голодает.
Народом трудно управлять, если верхи деятельны.
Вот почему трудно управлять.
Народ презирает смерть, потому что требования
стоящих над ним верхов к жизни чрезмерны.
Вот почему презирает смерть.
Только тот, кто не считается с жизнью, мудр в оценке жизни.
Маслов
75. Народ голоден,
ибо налоги верхов на зерно слишком велики, -
оттого он и голоден.
Народом трудно управлять,
ибо верхи творят деяния, -
оттого им и трудно управлять.
Народ презирает смерть,
ибо верхи слишком ценят свою жизнь, -
оттого он и презирает смерть.
Те, кто не слишком заботится о своей жизни,
стоят выше тех, кто переоценивает её.
Неизвестный
75. Глядя на людей,
можно подумать, что им нужен
весь мир,
но им нужно лишь укромное место.
Люди почти не меняются,
потому что верят лишь в то,
чего могут коснуться.
Чем больше стремишься
к счастью и благополучию,
тем вернее жизнь проходит
мимо тебя.
Лишь тот,
кто не согнется под порывами ветра,
кто поймет, что миром правит непонятное,
кто забудет о теплой мечте
поймет цену жизни
и сможет коснуться ее.
Полежаева
75. Из-за грабительских налогов люди голодают.
Настырность в управлении восстанья вызывает:
Когда народу нечего терять,
То не боятся люди умирать,
Ведь все равно их жизни власти пожирают.
Когда правитель жизнь свою чрезмерно ценит,
Он объективно цену жизни уменьшает.
Лишь тот, кто искренне собой пренебрегает,
Придать способен ценность жизни в целом.
Саврухин
75. Местное население оттого голодает, что на него
набpасывают много коpмовых налогов. Вот отчего голодает. Местное
население оттого ненавидит власти, что его пpавители и богатые
заставляют. Вот почемy ненавидят власти. Пpостые люди оттого легко
гибнyт, что пpавители домогаются изобильных сpедств к жизни. Вот
почемy легко гибнyт. Ведь только те, кто не в состоянии создавать
сpедства к жизни, стpемятся изо всех сил к доpогостоящим yсловиям
сyществования.
Семененко
75. Народ голодает, ибо стоящие над ним объедают его податями. Именно поэтому и
голодает. Народом трудно управлять, ибо стоящие над ним привержены деянию.
Именно поэтому и трудно управлять. Народ не придает значения смерти, ибо стоящие
над ним всего превыше ценят жизнь. Именно поэтому не придает значения смерти. Но
ведь не гонясь за жизнью сохраняют ее лучше, чем когда ею дорожат.
Соловьева
75. Народ голодает потому,
что слишком велики и тяжелы
государственные налоги.
Народ трудно управляем потому,
что власти слишком деятельны.
Народ презирает смерть потому,
что культивируется стремление
к благам жизни.
Лишь уценив жизненные блага,
начинаешь ценить жизнь.
Ткаченко
75. Голод
случается тогда, когда слишком много налогов на продовольствие. Из-за такого
голода народ выходит из повиновения. Привести его к порядку в этом случае
невозможно из-за излишней активности властей. Народ тогда презирает смерть,
и как раз из-за того, что его желание выжить непреодолимо. Ибо мудр не тот,
кто ценит нечто больше жизни, а тот, кто больше всего ценит жизнь.
Феано
75. Когда в народе голод - власть жадна,
Налоги велики и оттого
Страною управлять-то нелегко.
И деятельность большая нужна.
Народ же презирает смерть свою,
Ведь так сильно стремленье к жизни в нем,
Что он… пренебрегает ею! В том
И ценность жизни - вечное Люблю.
Ян Хин Шун
75. Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов. Вот почему
[народ] голодает. Трудно управлять народом оттого, что власти слишком деятельны.
Вот почему трудно управлять. Народ презирает смерть оттого, что у него слишком
сильно стремление к жизни. Вот почему призирают смерть. Тот, кто пренебрегает
своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь.
Глава 76.
Батонов
76. Пpи жизни мягок и податлив человек,
Hо цепенеет, испyстив дыхание.
Тpаве, деpевьям, словом, всем созданьям
Ток жизни гибкость и yпpyгость пpидает.
Лишась его, от сyхости кpошатся.
Бpоня неyмолимости
с костлявой ходит паpою,
Покладистая мягкость
с жизнью дpyжбy водит:
Безжалостный, не ведает побед воитель;
Дyб несгибаемый
лишь под топоp пpигоден.
Могyчие и сильные сpываются с веpшин,
А мягкие, да гибкие
всех выше поднимаются.
Борушко
76. Человек рождается слабым, гибким.
Умирает матерым, окоченевшим.
Ростки прорбиваются нежными, влажными,
уходят в землю твердыми, сухими.
Значит, сильное, упрямое - признаки смерти.
Слабое, уступчивое - признаки жизни.
Война без маневра - обречена на провал.
Если дерево не гнется - живет до первой бури.
Прочное, крепкое - считает дни.
Мягкое, податливое - считает столетия.
Вингородский
76. Человек в жизни - мягкость и слабость.
В его смерти - твердость и сила.
Из мириада сущностей
травы и деревья в жизни -
это мягкость и хрупкость.
В их смерти - сухость, крепость.
Причинность:
Твердость и сила - это попутчики смерти.
Мягкость и слабость - это попутчики жизни.
Это дает:
Сила оружия ведет к уничтожению.
Сила дерева ведет к перелому.
В сильном и большом находится ориентация вниз.
В мягком и слабом находится ориентация вверх.
Доброхотовы
76. Человек при рождении нежен и слаб
Перед смертью тверд и крепок
Существа и растения, рождаясь, нежны и слабы
Погибая, сухи и тверды
Твердое и крепкое -- то, что гибнет
Нежное и слабое -- то, что начинает жить
Сильное войско не победит
Мощное дерево не выстоит
Сильное и мощное уступают нежному и слабому
Кан
76. Человек рождается слаб и мягок.
Умирая, он - твёрд и крепок. Рождаясь, всё сущее, деревья и травы -
нежны, тщедушны. Умирая, они - жёстки, иссушены. Оттого:
сильные, грубые - потатчики смерти, нежные, слабые - потатчики
жизни*. Вот отчего могучее войско - не побеждает, могучее древо
- гибнет. Могучее, крупное - принижается. Нежное, слабое -
возвышается.
Конниси
76. Новорожденный младенец нежен и слаб.
Труп мертвеца крепок и не гибок.
Только что распустившееся растение нежно и слабо.
Засохшее растение твердо, но не гибко.
Отсюда ясно, что нежное и слабое живет.
Сильное войско не победоносно.
Нельзя поломать связку прутьев.
Сильное находится внизу, а слабое - наверху.
Кувшинов
76. Человек, появляясь на свет, мягок и податлив,
а когда умирает - негибок и тверд.
Все живые твари, деревья и травы,
когда рождаются, податливы и нежны,
а когда умирают, становятся сухими и ломкими.
И потому тот, кто мягок и податлив, идет дорогой жизни,
тот, кто негибок и тверд, идет дорогой смерти.
Вот почему
воин, неустрашимо рвущийся в бой, найдет свою гибель.
Дерево, высокое и крепкое, найдет свой топор.
То, что идет вниз - это твердое и крепкое,
то, что растет вверх - это мягкое и податливое.
Лукьянов
76. Человек при рождении мягок и слаб, при наступлении смерти
он крепок и силен.
Среди вещей трава и деревья при рождении мягкие и хрупкие,
при наступлении смерти пожухлые и сухие.
Поэтому крепкость и сила -- спутники смерти,
мягкость и слабость -- спутники жизни.
Вот почему, если войско сильное, оно не победит,
если дерево могучее, его срубят.
Сильное и большое уходит вниз,
мягкое и слабое пробивается наверх.
Маслов
76. При рождении человек податлив и слаб.
Умирая - твёрд и крепок.
Трава и деревья гибки и податливы при жизни,
а умирая, становятся сухи и ломки.
Поэтому твёрдое и сильное идут стезёй смерти,
а податливое и слабое идут стезёй жизни.
Оттого сильное войско обречено на погибель,
а крепкое дерево будет срублено.
Потому крепкое и сильное стоят ниже,
а податливое и слабое - выше.
Неизвестный
76. Когда человек рождается,
он мягок и гибок.
Когда человек умирает,
он негибок и тверд.
Листья и травы весною
податливы и нежны.
А осенью они высыхают и ломаются.
Сохранивший податливость
сохраняет жизнь.
Затвердевший и оформившийся
вступает в смерть.
Отчаянно рвущийся в бой
не дойдет до победы.
Высокое и крепкое дерево
сметет ураганом.
Твердое и крепкое -
это то, что уходит.
Мягкое и податливое -
то, что вступает в жизнь.
Полежаева
76. Слаб человек, пока живет,
Податлив, мягок, уязвим -
Но станет нежный организм
Сух, прям и тверд, когда умрет.
Все существа к тому идут:
Гибки и слабы жизнь начнут -
Окончит путь сухой костяк.
Так нежность - жизни атрибут,
Сухая твердость - смерти знак.
Тупую силу ждет позор.
На крепкий дуб готов топор.
Что мощно, твердо - вниз идет.
Лишь слабость гибкая растет.
Саврухин
76. Людей еще молодых и слабых доводят до истощения, еще
кpепких и сильных посылают на смеpть. Живые cyшества и pастения еще
молодыми и нестойкими доводят до истощения, еще выносливых и мощных
посылают па смеpть. Действительно, кpепких и сильных изводят в
военных походах, молодых и слабых истощают тpyдовыми повинностями.
Вот почемy воины пpилагают все силы, да нет благополyчия; с
деpевянным yпpямством только и знай что воинов пpинyждают. Основная
сила покидает место pаботы, молодость и слабость пyскают в дело.
Семененко
76. Человек, когда родится, слаб и нежен; умирая же он делается тверд и крепок. Вся
тьма существ, деревья, травы при своем рождении нежны и слабы, когда же гибнут -
засыхают. Твердое и сильное выступают спутниками смерти, нежное и слабое -
спутниками жизни. Поэтому, когда могуче войско, оно победы не одерживает, когда
крепким вырастает дерево, его срубают на оружие. Великое и сильное низки, а
слабое и нежное высоки.
Соловьева
76. Мягкое и гибкое - развивается,
жесткое и твёрдое - разрушается.
Новорожденный младенец - нежен и слаб.
Труп мертвеца - крепок и твёрд.
Только что пробившееся растение -
- гибко и слабо.
Засохшее растение - твёрдо и ломко.
Сила оружия приводит к уничтожению.
Крепкое дерево падает, сломленное ветром.
Нежное слово действеннее, грубого окрика,
рождая Любовь и Силу.
Поэтому слабому и гибкому
всегда отдается предпочтение
перед сильным и твердым.
Сухоруков
76. Человек при рождении - нежен и слаб, а когда умирает - тверд и крепок. Все
существа, и трава, и деревья при рождении - нежны и мягки, а когда гибнут - сухи
и ломки. Ибо твердость и крепость - спутники смерти, а нежность и слабость -
спутники жизни. Вот почему сильное войско не побеждает, а крепкое дерево гибнет.
Большое и крепкое оказывается внизу, а нежное и слабое - наверху.
Ткаченко
76. При жизни человек гибок и податлив; после смерти становятся
твердым и жестким. Все вещи, деревья и травы пока живут -- мягки и
гибки; после смерти они становятся сухими и ломкими. Потому и говорится:
крепость и жесткость -- спутники смерти; мягкость и гибкость -- спутники
жизни. Слишком жестким оружием победы не одержишь; и крепкое дерево свалят
первым. Сильное и большое в конце концов терпит поражение; гибкое и
податливое одерживает верх.
Феано
76. Младенец слаб и нежен, а старик,
Хоть тверд и крепок, все же умирает.
С растениями тоже так бывает.
Коль дерево твердо - топор велик.
И войско, что могуче, скоро гибнет,
И в сильном нет особого значенья,
Коль слабый побеждает в заключенье.
Природа Дао всякого достигнет.
Ян Хин Шун
76. Человек при своём рождении нежен и слаб, а при наступлении смерти тверд и
крепок. Все существа и растения при своём рождении нежные и слабые, а при гибели
сухие и гнилые. Твёрдое и крепкое - это то, что погибает, а нежное и слабое -
это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает и крепкое
дерево гибнет. Сильное и могущественное не имеет того преимущества, какое имеют
нежное и слабое.
|
| |