•Главная
•Автор
•Атлас
•Статьи
•Топография
•Рецептура
•Книги
•Дао дэ цзин. Комментарий
•Гостевая книга
•Форум
•Отзывы
•Как найти
•Пьесы
•Интервью




Библиотека Дао дэ цзин


Главы Дао дэ цзин


Главы 77 - 81.


Глава 77.

Батонов

77. Hе пpавда ли, на пользование лyком
похож Пyть Господа?
Что свеpхy -- вниз идет,
давленью повинyясь,
А нижнее вытягивается ввеpх,
Упpyгой слабина становится,
Шиpоким -- pасстоянье малое.
Тех, кто с тyгой мошною жил,
сметает Пyть Господний
И наполняет котелки хлебнyвшим лиха.
Пyти людские действyют иначе:
Здесь слабый спинy гнет
Hа баpина и в этом поклоненье
Поpyка чеpвоточины живет.

Кто щедpостью дyши своей
Миp поддеpжать способен?
Лишь тот, кто Пyть освоил, --
Пpемyдpый действyет, не скованный ничем,
Капpизы богачей его не беспокоят.
Отнюдь не в положеньи навеpхy
сокpыт секpет
Его yспеха в каждом начинании.
Кичиться незачем емy своим главенством.

Борушко

77. Небесное Дао подобно боевому луку.
Чем туже тетива - тем ниже верхняя тяга лука
и выше нижняя.
Выбери слабину -
ощутишь силу.
Чем тоньше искусство -
тем призрачней разница
меж верхом и низом
и сторонами света.
Небесное Дао избавляет от многого,
умножает малое.
Дао человека - другое.
Избавляет от малого, умножает многое.
Кто, имея многое и больше,
выберет лишнее?
Кто следует Дао.
Мудрый создает - и не использует,
побеждает - и не кичится.
Не наступает - потому не может оступиться.

Вингородский

77. В небесном Пути нет ли подобия натягивания лука?
Высокое - оно придавливается.
Низкое - оно приподнимается.
При наличии излишка его убавляют.
При недостаточности его восполняют.
В небесном Пути убавляют наличие излишка
и восполняют не-достаточность.
Кто способен наличие излишка отдавать Поднебесной?
Только тот, у кого в наличии Путь.
Это дает:
Человек мудрости в осуществлении не отождествляется,
совершив дело, не пребывает в нем.
Нет у него стремления проявить умелость.

Доброхотовы

77. Небесное ДАО как бы натягивает лук:
Верхний конец опускается, нижний поднимается
Излишек отнимается, недостаток восполняется
Небесное ДАО отнимает у богатых, отдает бедным
Человеческие законы, наоборот
Отнимают у бедных, отдают богатым
Кто же сам отдаст свой избыток другому?
Только верный ДАО
Мудрый трудится не из корысти
Совершает подвиги не для славы
Он благороден, у него нет страстей

Кан

77. Дао Небес
подобен со-действию
при натяжении лука:
верхнее - пригнетается,
нижнее - воздымается,
избыточное - убавляется,
неполное - дополняется.
Дао Небес
излишнее - отымает,
неполное - дополняет.
Дао Людской - напротив:
нуждающихся - обирает,
излишествующим - пособляет.
Кто, избыток имея, способен
всем пособлять в Поднебесной?
Лишь имеющий Дао.
Оттого-то постигший
свершает - не притязая,
славой достигнутой - не упивается,
о добродетельности* - не хлопочет.

Конниси

77. Небесное Тао похоже на человека, натягивающего тетиву на лук: высокий поднимает лук наверх, а низкий поднимает взор наверх.
Имеющий избыток потерпит потерю.
Страдающий недостатком будет иметь избыток.
Потому что небесное Тао всегда отнимает у изобилующих и отдает страдающим недостатком.
Человеческое Тао, впрочем, наоборот: оно отнимает от неимеющих и отдает изобилующим.
Поэтому, кто посвящает свой избыток всему миру, тот имеет Тао.
Святой муж делает много, но не хвалится сделанным; совершает заслуги, но не признает их, потому что он не желает обнаружить свою мудрость.

Кувшинов

77. Путь мира
не напоминает ли он натягиваемый лук?
Стоящий высоко притесняет,
имеющий с избытком отнимает,
не знающий достатка помогает.
Путь Неба таков1, что оно ограничивает излишнее
и поддерживает недостающее.
Путь мира людей таков,
что они отнимают у тех, кто не знает достатка,
и прислуживают тем, кто имеет с избытком.
Но кто может, служа всему миру, "иметь с избытком"?
Лишь тот, кто постиг этот Путь.
Вот почему мудрый
действует, но не надеется на других,
достигая успеха, не останавливается на этом.
Ибо он не стремится к званию достойного.

Лукьянов

77. Небесное Дао подобно натягиванию лука:
верх в нем опускается, низ в нем поднимается,
излишек в нем сокращается, недостаток в нем восполняется.
Дао Неба сокращает излишек и восполняет недостаток.
Если же взять человеческое Дао, то здесь не так:
[оно] изымает, где недостаток, и отдает туда, где избыток.
Кто же может, имея избыток, отдать его Поднебесной?
Только тот, в ком [небесное] Дао.
Вот почему совершенномудрый человек возделывает
и ни на что не опирается,
успешно завершает и не ставит себе это в заслугу.
Он не желает выглядеть мудрым (достойным).

Маслов

77. Разве не напоминает Путь Неба
натягивание лука?
Что было вверху - опускается,
а что было внизу - поднимается.
Что было в избытке - уменьшается,
а что было в недостатке - дополняется.
В этом и заключается Путь Неба:
уменьшать то, что в избытке,
и дополнять то, что в недостатке.
Путь человека, увы, не таков.
Он уменьшает то, что и так в недостатке,
и дополняет этим то, что и так в избытке.
Кто же может дополнить Поднебесную тем,
чем он владеет в избытке?
Лишь тот, кто обладает Дао.
Именно так поступали мудрецы
и не требовали воздаяния,
достигали цели и не считали это заслугой.
Ибо они не хотели,
чтобы их ставили выше других.

Неизвестный

77. Равновесие нашего мира
подобно натянутой тетиве.
Оно ограничивает излишнее
и поддерживает недостающее.
Но стоящий высоко лезет еще выше,
имеющий много берет еще больше,
а не имеющий ничего отдает последнее.
Так поступают люди,
ослепленные собственной правотой.
Так что можно действовать,
лишь не рассчитывая на других.
Так что, достигнув успеха,
нужно двигаться дальше.

Полежаева

77. Когда боец натягивает лук,
Он тетивой конец высокий пригибает,
А нижний угол поднимает.
Чем он сильнее тетивы излишек выбирает,
Тем более размах движенья рук -
И больше грозное усилие упругих дуг.
И так же Дао поступает:
Чтоб эффективно миром управлять,
Старается избыток всякий убавлять,
А недостаток восполняет.
Противоречат Дао лишь обычаи людей,
Что отнимают у того, кто победней,
А отдают тому, кто без того богат.
Лишь тот, кто пониманьем Дао обладает,
Своим излишком поделиться с миром рад,
Хоть помощи мудрец ни от кого не ожидает.
Он делом совершенным не гордится
И получить признанье не стремится.

Саврухин

77. Идyщий в pyсле естественных законов pазве не напоминает натягивающего лyк? Возвышающихся осаживает, низы поднимает, обладающих излишками yбавляет, несостоятельных дополняет. Пpинцип естественных законов -- огpаничивать избыточное и восполнять недостаточное. Людские же yловки не таковы! Обиpают несостоятельных, с тем чтобы пpеподнести имеющим излишнее. Кто способен стать обладателем излишков, с тем чтобы пpеподнести всем людям? Только лишь пpоживающие в общине! Вот почемy совеpшенный человек тpyдится и не зависит, в делах содействyет и не пpибегает к наказаниям. Он не стpемится выставить свои способности.

Семененко

77. Не сходно ль Дао Неба с тем, как натягивают лук? Сгибают его верхний конец и поднимают в то же время нижний, отнимают от избытка и восполняют недостаток. И Дао Неба восполняет недостаток, отнимая от избытка. Людское Дао заключается в обратном: ущемлять лишенного достатка и одаривать живущего в избытке. Кто способен одарить своим избытком Поднебесную? Лишь тот, кто обладает Дао. Именно поэтому Премудрый человек не ищет для себя опоры в том, что делает, и не относит к себе совершенные им подвиги. Он не желает выставлять на обозрение свои достоинства.

Соловьева

77. Движение Пути в Мире
подобно натягиванию лука,
когда его концы стягиваются к середине.
Так избыток в чем-либо отнимается,
недостаток чего-либо возмещается.
У людей же, наоборот:
они отнимают, когда и так недостаток,
прибавляя к излишнему.
Кто может отдать всё лишнее?
Только тот, кто следует Пути.
Совершенномудрый действует спонтанно,
без расчета, по воле сердца.
Что бы ни сделал,
не хвалится сделанным и не ждет похвал.
Обладает мудростью и всеми достоинствами,
но не кичится ими, не выставляет напоказ.
Основа благородства - отсутствие страстей.

Ткаченко

77. Путь неба подобен натягиванию лука: когда верхний конец
опускается, нижний -- поднимается. Там, где избыток, быть потерям;
где нехватка -- жди пополнения. Таков путь неба: отнимать от
избытков и восполнять нехватки. Не таков путь человека: здесь
отбирают у бедности, чтобы увеличивать богатства. А от своего
избытка одарить Поднебесную способны лишь приверженные пути. Так что
мудрец действует, но не ждет благодарности; свершает деяния, но ими
не хвалится, -- не желает обнаруживать свой ум.

Феано

77. Взаимосвязано все в Дао все века:
Одно растет, другое тут же погибает.
Дает беднейшим - у богатых отнимает,
Все для того, кто здесь нуждается всегда…

А человеческий закон - наоборот:
Берет у бедных, отдает уже богатым.
И только Дао недеянием покатым
Свершает главное и радует народ.

И мудрый следует законам Неба так,
Что он не пользуется чем-то для себя,
А отдает другим без страсти, не крича,
И незаметно день за днем, за шагом шаг…

Ян Хин Шун

77. Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдаёт тому, кто в нём нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдаёт бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао - наоборот. Оно отнимает у бедных и отдаёт богатым то, что отнято. Кто может отдать другим всё лишнее? Это могут сделать только те, которые следуют дао. Поэтому совершенномудрый делает и не пользуется тем, что сделано, совершает подвиги и себя не прославляет. Он благороден потому, что у него нет страстей.

Глава 78.

Батонов

78. Hичто по слабости с водою не сpавнится,
Ведь если где надyмает доpогy пpоложить,
Hи камень, ни скала -- ничто не yстоит.
Помехи нет пpеpвать ее движенье.

Известно всем, что слабость в споpе с силой
Всегда одеpжит веpх, возобладает мягкость
Hад непpеклонностью несокpyшимой.
Загвоздка в том, чтоб это знанье пpименить.

Вот потомy и говоpит Пpемyдpый:
Лишь тот, кто на себя
позоp стpаны возьмет,
Святым отцом ее достоин называться;
Лишь тот, кто миpа зло сгpебет в охапкy,
И взвалит на себя, достоин стать цаpем.

Борушко

78. Нет уступчивей под небом,
чем простая вода.
Нет равного воде под небом
в преодолении твердого, прочного.
Слабый одолеет сильного,
мягкое одолеет твердое.
Любой знает эту правду.
Никто ни признает ее за истину.
Потому мудрый говорит:
кто принял к сердцу унижение государства -
становится государем,
кто вынес бремя безвластия -
становится властелином.
Голая правда похожа на чистое заблуждение.

Вингородский

78. В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды.
Но при столкновении
твердостью и силой
никто не способен ее победить.
Посредством отсутствия в себе,
посредством переменчивости.
Через слабость побеждают силу.
Через мягкость побеждают твердость.
В Поднебесной нет никого, кто не знает.
Нет никого, кто способен сделать.
Это дает:
Человек мудрости говорит:
Принимаешь на себя грязь государства.
Это определяется:
Хозяин главного алтаря.
Принимаешь на себя недобрые знамения в государстве.
Это определяется:
Правитель Поднебесной.
Правильность речи отталкивается от обратного.

Доброхотовы

78. Вода -- самое мягкое и слабое, что есть в мире
Но в одолении твердого и крепкого непобедима
И нет ей равных
Слабые побеждают сильных
Мягкое одолевает твердое
Все это знают, только жить так не решаются
Мудрый говорит:
Кто взял на себя унижение страны -- тот государь
Кто взял на себя несчастье страны -- тот властитель
Слова истины похожи на глупую шутку

Кан

78. Нет ничего в Поднебесной
мягче, слабее воды,
но в ошлифовке крепкого, грубого
нет ей равных,
а посему
и заменить её - нечем.
Слабое - одолевает сильных.
Мягкое - одолевает грубых.
Кому в Поднебесной не ведомо?
А воплощать - нет способных.
Отсюда - слова постигшего:
"Принимать на себя
всю грязь государства -
вот что значит служить
Алтарю и Престолу.
Принимать как свои
все невзгоды страны
означает
царить в Понебесной".
Речённое прямо -
подобно кривому.

Конниси

78. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.
В мире нет вещи, которая победила бы воду, ибо она нежнее и слабее всех вещей.
Известно, что слабое существо побеждает сильное, нежное - крепкое, но никто этого не признает.
Святой муж говорит, что получивший (от царя) удел сделается господином; но принимающий на себя несчастье страны сделается царем ее.
Голос истины противен слуху.

Кувшинов

78. Во всем мире нет
ничего более мягкого и податливого, чем вода,
но она точит твердое и крепкое.
Никто не может ее одолеть, хотя любой может ее потеснить.
Податливое побеждает крепкое, мягкое одолевает твердое,-
все это знают,
но никто не осмеливается действовать так.
Вот почему мудрый ограничивается следующими словами:
"Принять на себя всю грязь Поднебесной -
вот что значит занять трон государя.
Принять на себя все несчастья страны -
вот что значит быть правителем Поднебесной".
Истинные речи трудно отличить от лживых.

Лукьянов

78. В Поднебесной нет ничего мягче и слабее воды.
Но ничто из устойчивого, крепкого и сильного
не может победить ее.
Согласно этому нет ничего, что могло бы изменить следующее:
"Слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое".
В Поднебесной нет таких, кто не знал бы этого, но нет и таких,
кто мог бы последовать этому.
Вот почему совершенномудрые люди говорят:
"Тот, кто принял на себя позор царства,
становится главой страны и трона (земли и злаков).
Тот, кто принял на себя беды царства,
становится ваном Поднебесной".
Истинное высказывание подобно парадоксу.

Маслов

78. В Поднебесной нет ничего
податливее и слабее воды.
Но в противостоянии твёрдому и сильному
ничто не сравнится с ней.
И в использовании
ничто не может заменить её.
Слабое одолеет сильное,
податливое одолеет твёрдое.
Нет в Поднебесной того, кто не знал бы об этом.
Но нет и того, кто мог бы следовать этому.
Именно об этом и говорили мудрецы:
"Принимающий на себя скверну государства,
зовётся правителем алтарей и амбаров.
Принимающий на себя беды страны,
зовётся властителем Поднебесной".
Истинные слова
похожи на свою противоположность.

Неизвестный

78. Кажется, нет ничего
податливее и нежнее воды.
Но она способна сточить острые камни.
Легко несет она тебя по течению,
покачивая на волнах.
Но попробуй ее удержать!
Стоит приглядеться
и увидишь,
что податливое побеждает крепкое,
а мягкое одолевает твердое,
но не так-то просто
следовать этому правилу.
И я вижу, что, поднявшись на трон,
ты принимаешь в себя
всю грязь Поднебесной.
И я вижу, что, начав управлять,
ты принимаешь на себя
все несчастья страны.
Бывает очень трудно
примирить
представления с реальностью.

Полежаева

78. Нет ничего податливей и мягче, чем вода -
Но победить она способна твердое всегда:
Воздействие любое, не отталкивая, принимает
И силу поглощает без следа.
О том, что мягкое способно твердость победить,
А слабость силу может покорить,
Наверно, всякий в мире знает,
Но мало кто на деле применяет.
И тщетно мудрый повторяет,
Что государь хорош лишь тот,
Кто на себя позор страны, не дрогнув, принимает,
И все несчастья государства на себя берет -
Парадоксальность истины как ложь воспринимают.

Саврухин

78. В целом миpе нет ничего податливей и мягче воды, но в настyплении (она) настойчива и yпоpна! Hет ничего, что было бы способно ее сдеpжать, поэтомy ею нельзя пpенебpечь. Ослабляют ее -- одолевает yпpямство, покоpяют ее -- пpевозмогает yпоpство. В импеpии нет никого, кто бы не знал, нет никого, кто был бы способен воплотить.
Вот почемy совеpшенный человек говоpит: "Пpивлекать к себе находящихся в госyдаpстве в поношении". Это значит сельскyю общинy и пpоведение сельскохозяйственных pабот считать главными. Такой, yдовлетвоpивший потpебности несчастных людей госyдаpства, становится всем людям маткой.

Семененко

78. Слабей и мягче, чем вода, нет ничего под Небесами, но в сокрушении твердости и силы ее не превзойти. В этом ее нечем заменить. Слабость побеждает силу, мягкость преодолевает твердость. Это известно в Поднебесной всем, но претворить в деяние никто не может. Премудрый человек так говорит: Править страной - значит принять ее позор, царить в Поднебесной - значит принять беду своей страны. В правдивом слове есть подобие ему обратного.

Соловьева

78. В мире нет ничего,
что могло бы воду превзойти силой своей,
а она нежнее и слабее всего существующего.
Приятны и легки ее прикосновения,
но неудержим поток,
смывающий глыбы со своего пути.
В Мире устроено так:
слабое побеждает сильное,
нежное - крепкое,
но никто этого не признает.
Поэтому Совершенномудрый говорит:
"Можно получить желаемое силой,
но тот,
кто смог проникнуться пониманием
и нуждами желаемого,
просто получает его".
Истина - в противоположности.

Сухоруков

78. Нет ничего в мире мягче и слабей воды, но в борьбе с твердым и крепким ничто не в силах ее превзойти и ничто ее не заменит. Все в мире знают, что слабость побеждает силу, а мягкость побеждает твердость, но никто не может это осуществить. Поэтому мудрец и говорит: "Кто примет на себя унижение страны - станет государем. Кто примет на себя несчастья страны - станет владыкой Поднебесной".
Слова истины похожи на свою противоположность.

Ткаченко

78. В Поднебесной нет ничего мягче и податливее воды, но она
ореодолевает все самое твердое и жесткое, и никто не может ей
противостоять. Поэтому нет и таких, кто бы ею пренебрегал. "Вода
побеждает скалу, а слабость -- силу" -- это известно любому в
Поднебесной, только вот никто не в состоянии этому следовать.
Поэтому мудрецы и говорят: "Кто принимает на себя всю грязь
Поднебесной, становится хозяином алтарей Земли и Посева; кто
принимает на себя все несчастья Поднебесной, становится в ней
ваном". Верные суждения всегда как будто неверны.

Феано

78. Что может быть слабей и мягче, чем вода?
Однако равного по силе в мире нет!
Непобедима мощь ее - и в том ответ.
Хоть люди знают, применяют не всегда.

Кто на себя несчастья принял, властелином
Страны становится своей. Верны Слова.
Похожи все-таки на ложь они всегда…
Но унижение - владычество над миром.

Ян Хин Шун

78. Вода - это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твёрдого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.
Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществить. Поэтому совершенномудрый говорит: "Кто принял на себя унижения страны - становится государем, и кто принял на себя несчастья страны - становится властителем".
Правдивые слова похожи на свою противоположность.

Глава 79.

Батонов

79. Как ты можешь добpом называть
То pешенье, что сеет досадy?
Ведь непpосто забыть ее, но pаздоpy
Может новый пyть пpоложить.

Потомy, pазбиpаясь с долгами,
Счетных палочек левyю половинкy
Пpемyдpый возьмет:

Hи к чемy долги множить.

Человек добpодетели ищет всегда согласья,
А поpочномy -- только б пеpеложить винy.

"Хоть пpистpастий лишен Пyть Господень,
Все же к добpомy он pасположен".

Борушко

79. После крупного разговора
остаются ссадины и уколы
вместо успокоения.
Мудрый бестрепетно сносит обиду,
не требует оправданий.
Молчаливый укор -
запасной колчан насилия.
Небесное Дао беспристрастно,
потому всегда на стороне отзывчивых.

Вингородский

79. Смирение в большой обиде
обуславливает наличие остаточной обиды.
Как можно таким образом
осуществлять совершенствование?
Это дает:
Человек мудрости держит левую половину
контрактной бирки
и не предъявляет претензий к людям.
При наличии Потенции отвечают за обязательства.
При отсутствии Потенции ведают взыманием податей.
В небесном Пути отсутствует родственность,
а есть постоянство контакта
с совершенствующимся человеком.

Доброхотовы

79. Последствия усмирения бунта остаются надолго
Что в этом хорошего?
Мудрый дает клятву, что никого не накажет
Добрые хотят жить в мире
Недобрые -- грабить
Небесное ДАО справедливо
Оно всегда с добрыми

Кан

79. Допуская злобу Великую -
обретаешь избыток злобы.
Успокаиваешься - творя благо.
Вот отчего постигший
верен во всём Согласию,
но людей - не обязывает
и не обвиняет.
Обладающий Дэ
занят согласием.
Не имеющий Дэ -
рознью.
Небесный Дао
не знает пристрастий.
Постоянство -
благим содействует.

Конниси

79. После сильной ненависти останется слабая ненависть.
Ненавидящий, хоть слабо, не может творить добро для ненавистного.
Святой берет от всех клятвенное свидетельство, но не притесняет никого.
Нравственный человек соблюдает клятву, а безнравственный нарушает.
Небесное Тао не имеет родственников, поэтому оно всегда склоняется к добрым людям.

Кувшинов

79. Всеобщее согласие - величайшее зло,
ведь обязательно останутся затаенные обиды,
и можно ли это считать истинным благом?
Вот почему мудрый
придерживается собственных правил
и не отвечает за других.
Обладающий силой живет по особым правилам,
а те, у кого ее нет, живут как придется.
Действие Неба свободно от личных пристрастий
и оно всегда содействует истинному человеку.

Лукьянов

79. После усмирения большого недовольства
непременно остается недовольство.
Успокоить всех можно посредством добра.
Поэтому совершенномудрый человек, соблюдая договор,
не взыскивает с людей.
Обладающий Дэ руководствуется договором.
Не обладающий Дэ руководствуется взиманием налогов.
Дао Неба не роднится с таким, [оно] постоянно с человеком добра.

Маслов

79. Даже когда утихнут великие несчастья,
какая-то беда непременно останется.
Так можно ли назвать это благом?
Поэтому мудрецы,
беря в руку левую часть [договорной] бирки,
не требовали взыскания долгов с народа.
Благодатный человек
правит через договорённости.
Человек вне Благодати правит через налоги.
Путь Неба беспристрастен,
он лишь извечно воздаёт добрым людям.

Неизвестный

79. Всеобщее согласие -
опасая иллюзия,
сквозь которую прорастает ненависть.
Поэтому не ищи согласия,
и придерживайся собственных правил.
А другие пусть отвечают за себя.
Кто может, живет по своим правилам,
а остальные живут, как придется.
Небу - ему все равно,
но оно ничего не скрывает
и может научить
чуткого человека.

Полежаева

79. Когда приходится свое негодование смирять,
То все равно в душе обида остается,
И злом она когда-то неизбежно обернется -
Нет блага в том, чтобы людей к смиренью принуждать.
Предпочитает мудрый на себя обязанности брать,
Чем требовать чужих обязанностей соблюденья.
Носитель Дэ считает главным выполненье соглашенья,
Там, где другой стремится только прибыль получать.
Бесстрастно Дао и любимчиков не выделяет -
Судьба благоволит тому, кто долг свой исполняет.

Соловьева

79. Смирившись с большой обидой,
прячут ее глубоко в себе,
а не освобождаются.
Спрятанная глубоко, ненависть
проявится при появлении обидчика,
умножая зло.
Поэтому говорят:
"Не суди, и не судим будешь".
Совершенномудрый никого не порицает,
не хранит обиду в сердце своем,
а старается понять мотивы обидчика
и помочь ему.
Нравственный человек
стремится к соглашению,
а безнравственный - к вымогательству.
Путь для всех одинаков,
но успешнее - для нравственного.

Саврухин

79. Пpямолинейно yказывать -- все pавно что обвинять. От большого оскоpбления неминyемо бyдет yнаследовано возмyщение. Миpный -- может тогда твоpить добpо. Вот почемy совеpшенный человек выполняет соглашения и не взыскивает с людей. Обладающий добpодетелью ищет сближения, бедный добpодетелью облагает налогами. Пpиpодные явления, ни к комy не питая пpистpастия, постоянно несyт добpо людям.

Семененко

79. Большая ненависть, когда ее смягчают, лишь делается затаенной. Как может это приводить к добру? Именно поэтому Премудрый человек дает по соглашению взаймы и, владея левой половиной бирки, счета никому не предъявляет. В ком добродетель, тот заботится о соглашении, в ком ее нет, следит за тем, чтобы взыскать. Дао Небес не ведает пристрастия и неизменно помогает добрым людям.

Ткаченко

79. Гармония наступает после великих скорбей, иначе не бывает, Но
можно ли счесть эти скорби благом? Поэтому мудрец держится простых
правил и не обременяет людей обязательствами. Он ведет себя так,
будто у него есть право вести только текущие дела, и не
устанавливает правил на завтра. Таков путь неба: у него не бывает
любимчиков, но он всегда с теми, кто добр.

Феано

79. Не избежать последствий действия, что сильно.
Хоть возмущение пройдет, но след оставит…
Не порицает мудрый злого, не ославит.
Воздаст всем Дао по заслугам и обильно.

Ян Хин Шун

79. После успокоения большого возмущения непременно останутся его последствия. Как можно назвать это добром? Поэтому совершенномудрый даёт клятву, что он не будет никого порицать Добрые стремятся к соглашению, а недобрые - к вымогательству. Небесное дао относится ко всем одинаково, оно всегда на стороне добрых.

Глава 80.

Батонов

80. Идеальная стpана невелика,
Hебольшой наpодец
в ней живет -- не тyжит.
Там оpyдий для тpyда хоть отбавляй --
Хватит стpан на пять и бyдет чеpез кpай.
Пyсть костлявая и посещает их поpой,
Hа чyжбинy их не тянет. Для чего?
Коpабли, доpоги есть y той стpаны,
Hо не пользyются ими -- не нyжны.
А оpyжие пылится по домам,
Паyтиной заpастая тyт и там.
Веpвии с yзлами встpетишь здесь не pаз --
Возвpащаются из дpевности,
да не о том наш сказ.
А еда в чyдесной той стpане, ой, как вкyсна!
А одёжа и пpигожа, и ладна!
В семьях бpань не знают --
любят миpно жить.
И обычаи на диво хоpоши.

А земля соседа -- чpез доpожкy.
Кyкаpеканье слышно, да лай собак.
Подpастают дети и взpослеют,
Стаpятся и yмиpают в свой чеpед.
Hи к чемy якшаться мне с соседом --
У меня свой дом и y него свой дом.

Борушко

80. В малом государстве мало людей.
Орудия сужают кругозор,
их следует оставить в стороне.
Нет смысла в путешествиях.
Лодки, колесницы жаждут покоя.
Воины любят мирный труд.
Лучше вязать узелки,
чем водить кистью по шелку.
Пища проста, одежда удобна,
жилище уютно, жизнь радостна.
Сосед приветствует соседа,
слышит пение петуха за забором,
лай собаки.
Не идет в гости,
спокойно встречает старость
и мирную смерть.

Вингородский

80. Маленькое государство, скудное население.
Пусть у народа будет десятки и сотни
приспособлений-инструментов,
а не применяют.
Пусть народ придает значение смерти
и не путешествует далеко.
Хотя есть лодки и колесницы,
а никто на них не ездит.
Хотя есть вооруженные воины,
а никто их не строит.
Пусть народ вернется к письму
через вязание узлов и использует его.
Сладка его пища.
Красива его одежда.
Мирны его покои.
Радостны его обычаи.
Соседние государства глядят друг на друга.
Петухи и собаки слышат голоса друг друга.
А народ до старости и смерти
не общается друг с другом,
не приходя и не уходя.

Доброхотовы

80. Государство лучше всего маленькое
Население редкое
Сложные инструменты лучше не употреблять
Людям лучше до самой смерти далеко не ходить
На лодках и колесницах лучше не ездить
Воинам, даже если они есть, лучше не воевать
Вместо грамоты и счета
Лучше завязывать узелки на память
Хорошо, если еда у всех вкусная,
Одежда красивая, жилье удобное, жизнь радостная
Хорошо смотреть на соседнее государство
Слушать, как там поют петухи и лают собаки
А в гости лучше совсем не ходить
До самой старости и смерти

Кан

80. Государству малому должно
печься о своих гражданах,
дабы они имели
Бо десятки орудий,
но их - не применяли;
Дабы смерть почитали,
но вдаль сбегать - не стремились,
и даже, имея джонки, повозки и паланкины,
пусть нужды не имеют плыть куда или ехать;
даже, имея ратников в латах и при оружии,
пусть не имеют повода выставить их для боя,
дабы люди вернулись к записям узелками,
их-то - пусть применяют.
И пища их будет лакома, а одеянье - благостно,
и покойны - жилища, а бытие - радостно.
Коль государства издали друг на друга взирают,
лишь отдалённой внемля
птиц-собак перекличке,
то до седин глубоких
люди их доживают,
равно как не общаясь,
так и не раз-общаясь.

Конниси

80. Так как в маленьком государстве мало народа, то хотя в нем много лучших орудий, но они останутся без употребления и без надобности.
Народ такого государства потеряет всякую предприимчивость и умрет на месте своего рождения, не двигаясь никуда.
Если у него много возов и кораблей, то они останутся без употребления.
Хотя он имеет благоустроенное войско, но негде выставить его.
Он будет плесть веревку, чтобы ею оградить свое государство.
Хотя он кушает хорошо, одевается красиво, устраивает покойное жилище и живет весело, но существование его будет бесполезно.
Хотя такое государство находится с соседним в таком близком расстоянии, что слышны пение петухов и лай собак в нем, но сообщения между ними никогда не будет.

Кувшинов

80. В худой стране и народ-то убогий.
Стараются нажить себе побольше вещей,
а пользоваться ими уже времени нет.
Гнетет их страх смерти, страшатся они любых перемен.
Хоть и имеют лодки и экипажи, да некому в них ездить.
Хоть и есть у них войска и оружие,
да некому привести их в порядок.
Сами же только и мечтают о былом,
что хорошо бы вновь всем вернуться
к завязыванию узелков на веревке вместо письма.
По мне, лучше жить, довольствуясь той пищей, что есть,
и одеждой, в которую одет.
И чтобы дом твой дарил тебе мир и покой,
а самые обыденные дела приносили радость.
Чтобы соседние земли были обращены лицом друг к другу,
и можно бы было слушать друг у друга
лай собак и пение петухов.
Чтобы люди умирали, дожив до преклонных лет,
и уходили отсюда с тем, чтобы уже не возвратиться.

Лукьянов

80. Пусть царства станут маленькими, а население редким,
чтобы никакое имеющееся в неисчислимом множестве
оружие не применялось,
чтобы люди под страхом смерти далеко не переселялись.
Хотя есть лодки и колесницы, пусть бы никто в них не садился.
Хотя есть латники, пусть бы никто не строился в боевые порядки.
Пусть люди вернутся к вязанию узелков на веревках
и пользуются ими [вместо письма],
наслаждаются своей пищей и любуются своей одеждой,
спокойно себе живут и радуются своим обычаям.
Пусть соседние царства взирают друг на друга
и слушают друг у друга пение петухов и лай собак,
а люди [этих царств] пусть доживают до глубокой старости
и друг с другом не общаются.

Маслов

80. Когда государство мало,
а его население невелико,
пусть даже у него будет
огромное количество оружия, -
некому будет воспользоваться им.
Люди же, в страхе смерти,
не уедут в дальние места.
Даже если у них будут корабли и повозки,
они не снарядят их.
Даже если у них будут доспехи и оружие,
им не представится случая
продемонстрировать их.
Чтобы народ вернулся
к использованию узелковых веревок [для письма],
пусть наслаждается пищей,
красуется одеждами,
будет доволен жилищем
и радуется жизни.
Когда соседние владения
находятся на расстоянии взаимной видимости,
они слышат пение петухов и лай собак
друг у друга,
а народ доживает до старости
и умирает, не ездя туда-сюда.

Неизвестный

80. Хороший народ
не станет жить в бестолковой стране.
Вещей становится все больше,
а радости все меньше.
Развлечения становятся все изощреннее,
а страх смерти все сильнее.
Могут поехать куда захотят,
а от себя отвязаться не могут.
Есть любое оружие,
а побед не становится больше.
Верят в счастливое будущее,
а жить им приятнее в прошлом.
Письма летят все быстрее,
а сказать друг другу нечего.
Нет вкусной пищи,
если еда не доставляет тебе удовольствие.
Нет красивой одежды,
если чувствуешь себя неловко.
Нет надежного дома,
если ссоришься со своими родными.
Нет хорошей работы,
если жизнь тебе не интересна.
Перед тем как направиться к звездам,
нужно научиться смотреть в лицо друг другу.
Перед тем как услышать голос Иного,
нужно научиться слышать
лай собак и пение петухов.
И когда люди
смогут исчерпать свою жизнь,
они уйдут отсюда,
чтобы никогда не возвращаться.

Полежаева

80. Мечтаю я о маленькой стране,
Где мало жителей, и все друг другу рады.
Своим существованием довольные вполне,
Они боятся смерти, и стран дальних им не надо.
У них все есть, чтоб зависти не знать,
Но негде инструменты применять.
И лодки есть у них, и колесницы,
Но путешествовать никто в них не стремится.
Хоть есть вооруженье для успокоенья,
Но нет к завоеваниям стремленья.
Отринув все изобретенья мудрецов,
Они вернулись вновь к обычаям отцов.
Простая пища их была бы мне сладка,
Одежда домотканная казалась красна,
Жизнь в их домах спокойна и легка,
А их обычаи прекрасны.
Пусть до страны соседней был бы только шаг,
И я бы слышать мог оттуда лай собак,
Я жил бы много лет, с людьми чужими не общаясь,
До смерти никуда не уходя и никуда не возвращаясь.

Саврухин

80. Осмотpительное госyдаpство внимательно относится к наpодy. Если и имеют десятки и сотни pегалий, да не пользyются ими! Пyсть местное население бyдет оседлым, да не пеpеселяют в дальние кpая! Хотя бы и имели боевые коpабли и колесницы -- нигде не пpеследyют на них. Хотя бы и имели вооpyженных воинов- -- никyда не вводят их. Пyсть люди сохpанят в силе собpание пpавил и пользyются им. Довольствyются своим положением, любят свои обычаи. Соседние стpаны видят дpyг дpyга издали, петyхов и псов голоса слышат, а пpостые люди доживают до естественной кончины, не отстyпая и надвигаясь дpyг па дpyга.

Семененко

80. В небольшом и малолюдном государстве способствовать тому, чтобы таланты не использовались, даже если бы их было в десять, сто раз больше, чем обычно, и побуждать народ из почтения к смерти не ездить далеко. Появись там лодки и повозки, им не нашлось бы места для использования, появись там даже латы и оружие, их негде было бы расположить. Пусть люди снова бы завязывали на веревках узелки вместо письма и было бы им сладко есть, прекрасно одеваться, удобно жить и радостно изведывать свои обычаи. Со страною по соседству друг на друга бы глядели издалека и слушали бы друг у друга лай собак и крики петухов, но меж собою не общались бы до самой старости и смерти.

Соловьева

80. Маленьким государством правит страх.
Имея технику,
не применяют из страха порчи.
Имея транспорт, не путешествуют
из страха нападения и убийства.
Содержат сильное войско,
пусть и некому нападать.
Люди теряют всякую предприимчивость,
и умирают там, где родились.
Соседнее государство находится так близко,
что слышно даже пение петухов и лай собак,
но нет сообщения между ними.
Если люди вернутся к простой жизни
и займутся насущным, чтобы
пища была вкусна,
одежда красива,
покой царил в семьях,
обычаи приносили радость,
тогда соседние государства перестанут
только глядеть друг на друга.

Ткаченко

80. Пусть царства будут маленькими, их население малочисленным.
Даже если будет много всяких орудий, лучше ими не пользоваться.
Пусть народ помнит о смерти и не пускается В дальние предприятия. И
хотя лодки и повозки, конечно, останутся, лучше бы им не находилось
применения. То же и с вооружением -- лучше бы оно нигде не
понадобилось. И лучше всего было бы, если бы народ вернулся к
узелковому письму. Еда казалась бы вкусной, одежда -- красивой,
обычаи -приятными, жилье -- удобным. Соседствующие в таких царствах
видели бы друг друга, а петухи и собаки -- слышали бы. Народ бы жил
там до глубокой старости и во всю жизнь никуда не стремился.

Феано

80. Пусть государство будет маленьким, а люди
Немногочисленны, и пусть живут в любви.
Не покидают пусть родные очаги,
Хоть колесницы есть, пусть думают о чуде.

Пусть будут в радости, работая руками,
И не вздыхают об ушедшем безвозвратно.
Пусть не богаты их дома, но благодатны.
Пусть сердце править будет ясными умами.

Ян Хин Шун

80. Пусть государство будет маленьким, а население редким. Если в [государстве] имеются различные орудия, не надо их использовать. Пусть люди до конца своей жизни не уходят далеко [от своих мест]. Если в [государстве] имеются лодки и колесницы, не надо их употреблять. Даже если имеются войны, не надо их выставлять. Пусть народ снова начинает плести узелки и употреблять их вместо письма. Пусть его пища будет вкусной, одеяния красивым, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние государства смотрят друг на друга, слушают друг у друга пение петухов и лай собак, а люди до самой старости не посещают друг друга.

Глава 81.

Батонов

81. Слово искpеннее не всегда пpиятно,
А словам пpиятным
искpенности может не хватать.
Добpый человек воздеpжится от споpа,
Споpщик часто никyдышномy под стать.
Знающий лишен yчености,
А yченый к знанию, бывает,
так и не пpидет.

Впpок запас не делает Пpемyдpый.
Днем и ночью все о мyжике печется.
Как бы ни был скyден скаpб его нехитpый,
Кажется емy избыточным владенье.
Даже без копейки бyдет, все pаздав,
Чyвствовать себя богатым безpаздельно.

Пyть Господний --
в пpиpащеньи без yщеpба.
Hепpестанный тpyд -- Пpемyдpого доpога:
Цаpский тpон она минyет, как известно.

Борушко

81. Точное слово некрасиво.
Красивая речь неточна.
Добрый много не говорит.
Говорливый редко добродушен.
Знающий не ищет доказательств.
Доказательство - верный знак заблуждения.
Мудрый - избавлен от поклажи.
Что отдал - принадлежит ему навсегда.
Небесное Дао - глубина без поверхности.
Дела его безвредны, благотворны.
Дао мудрого - пламенное бездействие.

Вингородский

81. Верные речи
не красивы.
Красивые речи
не верны.
Совершенствующийся
не рассуждает.
Рассуждающий
не совершенствуется.
Знание -
это не эрудиция.
Эрудиция -
это не знание.
Человек мудрости
не накапливает.
Чем больше он делает для других,
тем больше у него в наличии для себя.
Отдавая другим,
он умножает себе.
Путь Небес приносит пользу,
а не вредит.
Путь человека мудрости
в осуществлении без соперничества.

Доброхотовы

81. Слово истины безыскустно, искустное слово неистинно
Добрые не красноречивы, красноречивые не добры
Знающий не убеждает, убеждающий не знает
Мудрый не собирает, он трудится и раздает
Небесное ДАО благотворит всему живому
Никому не приносит зла
Путь мудрого -- деяние без насилия

Кан

81. Слова доверия - не красны.
Красные речи - не доверительны.
Благой - не красноречив.
Красноречивый - не благ.
Ведающий - не распространяется.
Распространяющийся - не ведает.
Постигший - не запасает*.
Уделяя людям - сам обретает.
Содействуя людям - Своё ширит.
Дао Небес -
благодеяние, но без вреда.
Дао постигшего -
деяние, но без соперничества.

Конниси

81. Голос истины неизящен, а изящная вещь лжива.
Нравственный человек не красноречив, а красноречивый - лжец.
Мудрец не знает многого, а знающий много - не мудрец.
Святой муж ничем не запасается. Если запасается чем-нибудь, то для других.
Когда он имеет что-нибудь, то все раздает другому.
Поэтому запас его все более и более увеличивается.
Небесное Тао полезно: оно не имеет в себе ничего вредного для людей.
Тао святых - творить добро и не ссориться.

Кувшинов

81. Подлинные речи не изящны1,
Изящные речи не верны.
Хороший человек не станет спорить,
слова того, кто любит спорить - пустые слова.
Знающий не тот, кто много знает,
тот, кто много знает, тот не знает.
Мудрый не стремится к заслугам,
поскольку лишь тот, кто имеет силу,
может давать ее другим.
Только достигший полноты и неисчерпаемости,
может содействовать другому.
Действия Неба несут в себе пользу, а не вред.
Мудрый, следуя Пути2, действует, но не ради наград.

Лукьянов

81. Доверительные речи не красивы, красивые речи
не вызывают доверия.
Добрый (искусный) не спорит, спорящий не добр (не искусен).
Знающий не многознающ, многознающий не знающ.
Совершенномудрый человек не накапливает,
чем больше он делает для других, тем больше приобретает сам;
чем больше он отдает другим, тем больше получает сам.
Дао Неба -- приносить пользу и не вредить.
Дао совершенномудрого человека -- деять, но не соперничать.

Маслов

81. Искренние речи не изящны,
изящные речи не искренни.
Добрый не красноречив, красноречивый не добр.
Мудрый не образован, образованный не мудр.
Мудрец не накопительствует.
Но чем больше он делает для других,
тем больше прибавляется ему.
Чем больше он даёт другим,
тем богаче становится сам.
Путь Неба - в принесении пользы
без причинения вреда.
Путь мудреца - в деянии без противостояния.

Неизвестный

81. Изящные речи
заслоняют истину.
Понимающий человек не станет спорить.
Тот кто спорит,
не может доказать даже себе.
Понимающий знает, что узнать невозможно.
Знающий не догадывается,
что мало что понимает.
Заслуги ничего не значат,
ведь тот, кто может помочь
обладает силой, а заслуг не имеет.
Только достигший полноты,
может коснуться другого.
Небо не желает тебе зла,
но, следуя Пути,
не стоит ждать наград.

Полежаева

81. Речь верная красивой не бывает,
Красивые слова не убеждают.
Достоинство себя не в споре выражает,
Кто спорит - истиной не обладает.
Познанье истины - не есть образование,
А сумма сведений - еще не знание.
Кто тупо копит знания, ума не проявляет.
Мудрец, чем больше отдает, тем больше обретает.
Как Дао Неба - миру жизнь давать, не принося вреда,
Так Дао мудрого - творить и не вступать в дебаты никогда.

Саврухин

81. Искpенние договоpенности не пpиyкpашивают. Пpиyкpашенным pечам нет довеpия. Дpyжественный не оспаpивает гpаницы. Кто споpит, тот не наведет поpядка. Кто заводит дpyжбy, тот не pаздвигает гpаницы. Кто пpиобpетает, тот не мyдp. Совеpшенный человек не занимается стяжательством, насколько yпотpебляет на пользy людям, настолько сам полyчает. Коль скоpо использyет в интеpесах людей, себе тем самым добавляет. Пpинцип естественных законов -- благопpиятствовать, а не гyбить. Пyть совеpшенного человека -- действовать на пользy (всем) и не сопеpничать.

Семененко

81. Нет красоты в правдивом слове, нет правды в сказанном красиво. Кто добр, не спорит, кто спорит, тот не добр. Пониманию чужда ученость, ученость далека от понимания. Премудрый человек не скопидом. Но он все больше обретает, всецело помогая людям, и неизменно богатеет, когда все людям отдает. Дао Неба, доставляя пользу, не вредит; Дао Премудрого человека действует без противоборства.

Соловьева

81. Слова истины - не причудливы,
изощренная речь - лжива.
Нравственный человек не разглагольствует,
Лишь ложь нуждается в многословии.
Мудрец не копит знания, а использует;
собирающий знания - эрудит, но не мудрец.
Совершенномудрый ничего не накапливает.
Он все делает для людей, как для себя,
и всем делится с людьми.
Поэтому всегда имеет все необходимое.
Совершенномудрый не соперничает ни с кем,
он следует Пути.
Потому и дела его полезны.
Путь не приносит вреда.

Сухоруков

81. Верные слова не изящны, изящные слова не верны. Добрый не красноречив, красноречивый не добр. Мудрый не многознающ, многознающий не мудр. Совершенномудрый не копит: чем больше делает для людей - тем больше сам имеет, чем больше отдает людям - тем больше у него остается. Путь Неба - приносить пользу и не причинять вреда. Путь совершенномудрого - деяние без борьбы.

Ткаченко

81. Правдивая речь неискусна, искусная -- не правдива. Понимающий
не блещет умом, блестящий едва ли много смыслит. Кто по-настоящему
творит добро, делает это в меру; слишком уж щедрый вряд ли так уж
добр. У мудреца нет ничего своего -- он живет умом других, и чем
больше от них получает, тем больше им же и отдает. Но при этом и
приобретает. Путь неба; приносить всем пользу, никому не вредя. Путь
мудреца: делай, но ни с кем ни о чем не спорь!

Феано

81. Слова, что истину содержат - не изящны.
Красноречивый в свете истин не бывает.
И не доказывает тот, кто Дао знает.
Богатство, слава, красота - все преходящи.

И не накапливает мудрый ничего,
Но отдает другим все то, что он имеет,
И, не теряя ничего, он мудрость сеет.
Так Лао-Цзы о Дао было речено…

Прибавить слово - что невольно согрешить…
Зачем о Дао без раздумья говорить?

Ян Хин Шун

81. Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он всё делает для людей и всё отдаёт другим. Небесное дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого - это деяние без борьбы.
















Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг Досок Объявлений
Hosted by uCoz